Коллекция онлайн

1763, Берн, Швейцария – 1840, там же

Вид Каменного моста и его окружностей в Москве с деревянного мостика у Водовзводной Башни

По оригиналу Жерара Делабарта «Вид на Каменный мост со стороны Водовзводной башни в Москве». Начало 1800-х


Картина Делабарта «Вид на Каменный мост со стороны Водовзводной башни в Москве» – пара к написанному двумя годами раньше «Виду на Кремль от Каменного моста в Москве». Как и на раннем полотне, изображены портомойня на берегу Москвы-реки (она слева на первом плане) и каменный дом Зотова (его обращенный к реке фасад читается отчетливо). За ним видны дома по набережной, фланкирующие Ленивку (с нее был въезд на Каменный мост из Белого города), и группа церквей у Пречистенских ворот Белого города: пятиглавая церковь Похвалы Богородицы в Башмакове (1705, снесена в 1932) и трехшатровый Спасо-Преображенский собор Алексеевского монастыря, переведенного в 1837 году в Красное село. На противоположном берегу Москвы-реки над арками Каменного моста видны церковь Николая Чудотворца на Берсеневке (1656–1657) и ее колокольня (снесена в 1854), строения Винного двора.

Большой Каменный мост – на ту пору единственный каменный мост через Москву-реку – соединял Кремль, Китай-город и Белый город с Замоскворечьем. Возведенный в конце XVII века, изначально имевший со стороны Замоскворечья высотную въездную башню и ворота (разобраны в 1770-х – начале 1780-х), стоивший казне такую баснословную сумму, что в народе появилась поговорка: «дороже Каменного моста», Большой Каменный от времен постройки почитался в Первопрестольной «восьмым чудом света». Действительно «большой» (свыше 100 метров в длину) и действительно «каменный» (с семью арками, обложенными диким тесаным камнем и возведенными на каменных быках-контрфорсах, с широкими тротуарами, огражденными каменными перилами), мост этот был одним из самых людных мест в городе. Он служил не только для проезда – сюда съезжались для покупок и деловых встреч, в половодье и ледоход мост становился местом для обозрения и народного гулянья, а 19 августа по нему совершался ежегодный крестный ход из Успенского собора Кремля в Донской монастырь в память о разгроме полчищ крымского хана Казы-Гирея. При всем том он слыл местом небезопасным, с наступлением вечерней темноты на него опасались выходить: «В XVIII веке он имел очень интересную внешность. Нищие, калеки, разносчики, люди без определенных занятий, разные темные личности толпились на нем во всякое время дня… Здесь же, на мосту, просили милостыню скованные колодники, а под мостом воры и грабители устраивали свои убежища, угрожая всем прохожим и проезжим». Здешние нравы, похоже, были ведомы и Делабарту; не случайно в обеих картинах, изображающих округу Каменного моста, среди прохожих появляются колодники и «праздно шатающиеся и собирающие милостыню», как был определен ходящий с сумою люд в одном из екатерининских указов, имевших целью борьбу с нищенством, но так и не принесших ожидаемого результата.

Серия картин Делабарта привлекла внимание уроженца Швейцарии, ставшего в Москве купцом 1-й гильдии, Иоганна Вальзера (1739–1803). Он начал подготовку к изданию гравюр с московских видов, для чего были использованы акварельные варианты сюжетов. Первые гравюры исполнялись в Петербурге в 1795–1796 годах, и имеют в подписи посвящение императрице Екатерине. Последующие гравюры, имеющие посвящение уже императору Павлу, делались в Швейцарии и Германии. В Херизау Вальзер основал художественную мастерскую и пригласил к участию в ней нескольких известных граверов. Уже в 1797 году работа шла полным ходом. Вся серия была гравирована в двух вариантах – резцом и в технике офорта с раскраской от руки. Окончательно оформлены гравюры были к 1801 году, и поднесены уже следующему императору, Александру I. Гравюры были широко распространены в Европе, использовались в качестве архитектурного фона художниками, никогда не бывавшими в Москве.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: