Вид Яузского моста и дома Шапкина в Москве
По одноименному оригиналу Жерара Делабарта. Начало 1800-х
- Бумага, офорт, акватинта раскрашенная. И.: 43,8 х 61,5; л.: 59 х 73,5; д.: 55,5 х 72,5
- Гр-31610
Пост. от Терещенко М.И.
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
Эта работа составляет пару к «Виду на Кремль и Москворецкий мост в Москве»: там Москворецкая набережная изображена от Воспитательного дома в сторону Кремля, а в картине «Вид Яузского моста и дома Шапкина в Москве» она показана в противоположную сторону, к Яузе, и также почти от Воспитательного дома. Общий вид Вшивой (вариант – Швивой) горки – крутой возвышенности над устьем Яузы – предстает у Делабарта таким же, каким он оставался четверть века спустя, когда об этом холме в центре Москвы говорилось, что он «представляет следы древности Азиатского вкуса: нет прямой улицы, множество пересекающих друг друга переулков и так искривлены, что многие образуют неправильные дуги; скат с горы к Москве-реке усеян небольшими домиками с огородами и пустырями». Таким этот скат изображен и у Делабарта: к реке спускаются обывательские дома и дворы, возле Яузского моста находятся Устьинские бани, за ними дальше по реке портомойня с развешанным для сушки бельем. Как и в близкой по композиции картине «Вид на Кремль от Каменного моста в Москве», большая часть первого плана отдана изображению Москвы-реки: ее гладь бороздят барки, нарядной лодкой управляет команда гребцов, небольшие суда стоят на загрузке у замоскворецкого берега. По высокому левому берегу виднеются дома и церкви Гончарной слободы, строения Новоспасского монастыря и Крутицкого подворья вплоть до замыкающей панораму колокольни Симонова монастыря. На низком противоположном берегу обозначена застройка Садовнической слободы: слободская церковь Козьмы и Дамиана (1657–1662, снесена в начале 1930-х) и главный корпус Старого Кригскомиссариата (1778–1780, архитектор Н. Н. Легран).
Над всей округой возвышаются два строения: церковь Никиты Мученика, что за Яузой (1595, колокольня и гульбище конца XVII века) и великолепный классический дворец с бельведером. Дом этот не раз менял владельцев. Построенный в конце 1780-х для купца В. В. Суровщикова, он в середине 1790-х перешел в собственность Андрея Шапкина, московского 1-й гильдии купца, «коммерции советника, заводчика и фабриканта», владевшего после смерти отца (1796) «Нижегородской губернии Краснослободской округи чугунным и железоплавительным Винкинским заводом». В 1802 году дом был продан генерал-аншефу Т. И. Тутолмину (и потому более известен как дом Тутолмина), перепродавшему его графу И. А. Безбородко. До пожара 1812 года это был один из самых прославленных домов в Москве. Поставленный на береговом холме и обращенный к Москве-реке садом, он главенствовал в застройке Заяузья и, подобно дому Пашкова на Моховой, являлся одной из новых архитектурных доминант Москвы. Имя его создателя неизвестно, но, несомненно, это был выдающийся мастер – не случайно этот дом включен в число образцовых московских зданий, фасады и планы которых были собраны в «Альбомах партикулярных строений» М. Ф. Казакова.
Серия картин Делабарта привлекла внимание уроженца Швейцарии, ставшего в Москве купцом 1-й гильдии, Иоганна Вальзера (1739–1803). Он начал подготовку к изданию гравюр с московских видов, для чего были использованы акварельные варианты сюжетов. Первые гравюры исполнялись в Петербурге в 1795–1796 годах, и имеют в подписи посвящение императрице Екатерине. Последующие гравюры, имеющие посвящение уже императору Павлу, делались в Швейцарии и Германии. В Херизау Вальзер основал художественную мастерскую и пригласил к участию в ней нескольких известных граверов. Уже в 1797 году работа шла полным ходом. Вся серия была гравирована в двух вариантах – резцом и в технике офорта с раскраской от руки. Окончательно оформлены гравюры были к 1801 году, и поднесены уже следующему императору, Александру I. Гравюры были широко распространены в Европе, использовались в качестве архитектурного фона художниками, никогда не бывавшими в Москве.