Вид кремлевского строения и его окружностей в Москве
По оригиналу Жерара Делабарта «Вид на Кремль и Москворецкий мост в Москве». Начало 1800-х
- Бумага, офорт, акватинта раскрашенная. И.: 38,5 х 66,5; л.: 54,3 х 77,5; д.: 48,5 х 72
- Гр.-31612
Пост. от М. И. Терещенко
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
По «Прожектированному плану» 1775 года предполагалось провести «набережную улицу» от устья Неглинной вдоль Кремля, Китай-города и Белого города до устья Яузы, но выполнение этого плана затягивалось. Прокладке сплошного проезда к Яузским воротам в Белом городе сопротивлялся Воспитательный дом, обладавший особой привилегией на часть береговых земель. В год написания картины изображенная на ней Москворецкая набережная доходила до Воспитательного дома и шла параллельно древней Китайгородской стене (1535–1539), настолько обветшавшей, что лет десять спустя появился проект снести ее и устроить бульвар, чему воспротивился Александр I, повелевший «сохранить все древние строения в Москве в их первобытном виде».
Делабарт изобразил в правой части холста одно звено (прясло) Китайгородской стены – от Беклемишевской башни Кремля до полукруглой башни Китай-города, именовавшейся Глухой Безымянной. В верхнем ярусе башни трещина, а на ее крыше уже «вырастают дерева», как сказано о старых московских церквях в известном стихотворении Федора Глинки. К стене пристроены «запасные хлебные магазины» – кирпичные амбары для хранения зерна. У Беклемишевской башни напротив свайного Москворецкого моста в стене располагались Москворецкие ворота – главный въезд в Китай-город со стороны Москвы-реки, остававшейся основным путем снабжения города товарами. В глубине изображен широкий каменный спуск от Москворецких ворот к грузовой пристани. Другая грузовая пристань видна возле моста на противоположном замоскворецком берегу. Эти грузовые пристани долго сохраняли значение в жизни города – три десятилетия спустя путеводитель сообщал: «Вся река покрыта барками (до Москворецкого моста, далее оные не проходят); палубы их покрыты хлебом, привозимым из низовых стран России, или другими нужными потребностями... Беспрестанно слышите вы дружный крик рабочих... Там видите: таскают кули, вносят вверх и укладывают в выстроенные хлебные магазины».
Сама набережная на картине Делабарта предстает вполне обжитой: берег укреплен сваями, мостовая надсыпана землей и выровнена, для пешеходов сооружены своего рода перила из крупных отесанных бревен, а для водовозов, берущих воду из реки, проложены спуски к воде. Один из этих спусков обозначен слева на переднем плане грудой больших – в человеческий рост – бочек.
Серия картин Делабарта привлекла внимание уроженца Швейцарии, ставшего в Москве купцом 1-й гильдии, Иоганна Вальзера (1739–1803). Он начал подготовку к изданию гравюр с московских видов, для чего были использованы акварельные варианты сюжетов. Первые гравюры исполнялись в Петербурге в 1795–1796 годах, и имеют в подписи посвящение императрице Екатерине. Последующие гравюры, имеющие посвящение уже императору Павлу, делались в Швейцарии и Германии. В Херизау Вальзер основал художественную мастерскую и пригласил к участию в ней нескольких известных граверов. Уже в 1797 году работа шла полным ходом. Вся серия была гравирована в двух вариантах – резцом и в технике офорта с раскраской от руки. Окончательно оформлены гравюры были к 1801 году, и поднесены уже следующему императору, Александру I. Гравюры были широко распространены в Европе, использовались в качестве архитектурного фона художниками, никогда не бывавшими в Москве.