Вид императорского Коломенского дворца, места рождения государя императора Петра Первого
По оригиналу Жерара Делабарта «Вид села Коломенского под Москвой при восходе солнца». Начало 1800-х
- Бумага, офорт, акватинта раскрашенная. И.: 38,5 х 65,5; л.: 54,3 х 76,5; д.: 50 х 72,5
- Гр.-31616
Пост. от Терещенко М.И.
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
В 1797 году Делабарт получил заказ на исполнение шести полотен: двух панорамных видов Москвы и четырех картин, относящихся к поездкам Павла по московским окрестностям. Поездки эти не входили в официальную программу коронационных торжеств и носили в значительной степени личный характер. Делабарту было поручено исполнить виды, связанные с посещением Коломенского, Троице-Сергиевой лавры и Останкина.
Поездке в Коломенское посвящены две картины, также составляющие диптих: «Вид села Коломенского под Москвой при восходе солнца» и «Вид на Царицынское поле в селе Коломенском под Москвой».
Павел I был в Коломенском единственный раз – 20 апреля 1797 года – и пробыл здесь недолго, не более часа. В камер-фурьерском журнале нет упоминаний об оказанных ему почестях. Визит императора был до такой степени «партикулярным», что не попал в хронику дворцового села. Он приезжал сюда не для того, чтобы увидеть настоящее, но ради встречи с прошлым. Он желал ступить на землю, где родился его великий прадед и где «находились прежде великолепные Дворцы, которым дивились иностранцы и от которых не осталось даже развалин». Делабарту предстояло запечатлеть то, что оставалось в Коломенском неизменным с петровских времен: уходящие за горизонт заречные дали и простор небес над ними. Екатерининский дворец намеренно оставлен художником за пределами холста.
Серия картин Делабарта привлекла внимание уроженца Швейцарии, ставшего в Москве купцом 1-й гильдии, Иоганна Вальзера (1739–1803). Он начал подготовку к изданию гравюр с московских видов, для чего были использованы акварельные варианты сюжетов. Первые гравюры исполнялись в Петербурге в 1795–1796 годах, и имеют в подписи посвящение императрице Екатерине. Последующие гравюры, имеющие посвящение уже императору Павлу, делались в Швейцарии и Германии. В Херизау Вальзер основал художественную мастерскую и пригласил к участию в ней нескольких известных граверов. Уже в 1797 году работа шла полным ходом. Вся серия была гравирована в двух вариантах – резцом и в технике офорта с раскраской от руки. Окончательно оформлены гравюры были к 1801 году, и поднесены уже следующему императору, Александру I. Гравюры были широко распространены в Европе, использовались в качестве архитектурного фона художниками, никогда не бывавшими в Москве.