Фонтанка у императорского сада в Петербурге
Восходит к гравюре Г. А. Качалова (1750–1751; Гр.-3030). Издание Йозефа Кармина, Аугсбург. 1770–1790-е (?)
- Офорт, резец, акварельная раскраска. И.: 27,4 х 39,3; л.: 31,7 х 42
- Гр.-34793
Пост. в 1919 из Комитета ВОПХ
Широкий международный резонанс, который получили петербургские ведуты по рисункам М. И. Махаева, связан с модой на разного рода оптические иллюзии, охватившей европейского обывателя в середине XVIII столетия. В это время стал популярным жанр так называемых оптических видов — небольших пейзажных гравюр (около 30 х 45 см), которые нужно было разглядывать в специальные приборы — зограскопы и волшебные фонари. Благодаря встроенным линзам, рассматриваемая картинка приобретала иллюзорную глубину. Эффектнее всего выглядели пейзажи с уходящей вдаль перспективой и точкой схода в центре изображения. В основном это были ведуты, которые выпускали сериями по городам и странам. Из них составляли целые домашние коллекции — своего рода маршруты воображаемого путешествия. Количество листов в большинстве серий кратно четырем, так как в печатный стан одновременно помещались ровно четыре доски. Русские сюжеты, как правило, ограничивались видами Петербурга и окрестностей, восходящими к гравюрам по оригиналам Махаева. Еще более усиливая глубину махаевского пространства, линзы оптических приборов создавали эффект присутствия. «Оптики» печатали в четырех основных центрах: Лондоне, Париже, Аугсбурге и Бассано. По-видимому, раньше всех махаевские виды стали издавать в Лондоне. Одна из таких гравюр могла быть выпущена в 1750 году, за три года до альбома «План столичного города Санкт-Петербурга». Чуть позже махаевские ведуты появились в других центрах. Гравюры бесконечно копировали, поэтому определить непосредственный оригинал, как правило, невозможно. К началу 1820-х годов жанр оптических видов утратил свою популярность. Петербург Михаила Махаева. СПб, 2022. С. 101.
Под изображением: справа — Ios: Carmine. AV. [Иос: Кармин. Аугсбург]