Коллекция онлайн

1889, Рига — 1953, Москва

Деятели мировой кооперации. Россия

1919


В коллекции Русского музея хранится шесть плакатов Веры Игнатьевны Мухиной, посвященных истории мирового кооперативного движения (Гр.Пл.-2341, Гр.Пл.-2342, Гр.Пл.-2343, Гр.Пл.-2344, Гр.Пл.-2345, Гр.Пл.-2346). Это ранние и малоизвестные произведения, принадлежащие прославленному скульптору. Обращение к плакату, а также другим видам прикладного искусства — лишь эпизод в творческой биографии Мухиной. Однако он дополняет портрет мастера весьма колоритными штрихами.

В начале 1920-х годов Мухина занималась не только скульптурой: ваяние в тот момент не гарантировало постоянного дохода. Теперь она активно осваивает сферу прикладного искусства, занимаясь моделированием одежды, сотрудничая с театром. Много трудилась Мухина в области дизайна, разрабатывая этикетки, книжные обложки, эскизы тканей и ювелирных украшений. В автобиографии скульптор вспоминала об этих годах: «В эпоху гражданской войны, когда в Москве трудно было работать по скульптуре из-за холода, я принялась за графические работы. По инициативе Я. Тугендхольда, всегда очень отзывчивого к нуждам художников, я получила работу в журнале „Красная Нива“, и немало было сделано в это время кооперативных плакатов, обложек для конфет и этикеток для консервных банок»*. С Тугендхольдом Мухину познакомила А. А. Экстер. Я. А. Тугендхольд — художественный критик, организатор выставок, теоретик производственного искусства — в то время работал в разных кооперативных издательствах, был художественным редактором журнала «Красная нива». Через Тугендхольда Мухина получила заказ на плакаты от издательства ВЦСПО. В 1918 году ВЦСПО издал книгу «Творцы кооперации и их думы» в серии «Библиотека кооперации», для которой П. Я. Павлинов исполнил тушью пятьдесят один портрет деятелей кооперативного движения. Затем было принято решение выпустить в свет ряд плакатов с портретами деятелей мировой кооперации, для которых использовали рисунки Павлинова. Мухиной было поручено создать для них декоративные рамки.

Каждый из шести плакатов (1919), хранящихся в собрании Русского музея, посвящен одной или двум европейским странам. Плакаты предназначались, скорее всего, для стен помещений, которые занимал ВЦСПО. Художнику предстояло соблюсти в оформлении известную сдержанность, учитывая серьезность темы, и в то же время избежать казенности. Мухина выбрала оптимальный вариант, использовав узнаваемые мотивы национальных узоров, шрифтов, геральдических символов и архитектуры (готический шрифт для Германии–Австрии, стилизованный древнерусский — для России, фрагменты народного скандинавского орнамента для Финляндии и так далее). Рука скульптора сказалась здесь в обобщенности, порой даже жесткости орнаментальных элементов, образующих декоративное обрамление, что придает плакатам необходимую для жанра монументальность. Как уже говорилось, к работе в области прикладного искусства Мухину привела жизненная необходимость, тем не менее и здесь она старалась найти интересные решения, используя разнообразные стилевые приемы. Екатерина Климова. Эссе о плакатах  В. И. Мухиной // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 29.

* Мухина В. И. Автобиография // Мухина. Литературно-критическое наследие. М., 1960. Т. I. С. 9.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: