Афиша Историко-художественной выставки русских портретов
1905
- Цветная литография. И.: 45,5 х 65,0. Л.: 45,5 х 65,0
- Гр.Луб.-2588
Пост. в 1916, дар автора, Петроград
- Период Конец XIX – начало XX века
- Поделиться
В начале марта 1905 года в Петербурге, в нарядных и торжественных залах Таврического дворца открылась «Историко-художественная выставка русских портретов». Художественные круги обеих столиц встретили ее восторженно. Как свидетельствует пресса тех месяцев и дней, происходившие тогда в России бурные революционные события отнюдь не заслоняли собою общественного внимания к этому празднику русской культуры.
Выставка собиралась и готовилась в течение нескольких лет. Душой и вдохновителем всей этой работы был Дягилев. По масштабу экспозиция не знала себе равных во всей предшествующей выставочной деятельности. Зрителей встречали более двух тысяч портретов, созданных несколькими сотнями мастеров – от именитых столичных портретистов до безвестных провинциальных живописцев, - на протяжении двухсот лет – с конца XVII по начало XX века. На ней были показаны сокровища, ранее никогда не покидавшие стен царских и великокняжеских дворцов, высших учреждений страны, а также из многих частных коллекций, Исторического музея в Москве и музея Академии художеств.
Залы Таврического дворца, с одной стороны, позволяли разместить такое огромное количество работ, но при этом имели определенное экспозиционное неудобство. „Когда я впервые попал сюда, — рассказывал Дягилев, — я не мог понять, как можно здесь даже выставку сделать — ни одной стены, колонны и окна до потолка, какая-то площадь под крышей“. Вопрос о формировании интерьеров и размещении портретов был успешно решен благодаря участию художников и архитекторов: Н.Е.Лансере, Л.С.Бакста, И.Я.Билибина, М.В.Добужинского.
Оказавшись сегодня в Бетонном зале корпуса Бенуа, вы можете окунуться в атмосферу исторической выставки 1905 года. Подобно тому, как огромные залы Таврического дворца были перегорожены щитами, образующими своеобразный лабиринт, разбито на части и это экспозиционное пространство. Как и прежде выставка разделена на „царствования“. Трельяжные решетки и пышные растения в кадках создают образ сада, который в середине дворца был устроен по эскизам Л.С.Бакста, где в стилизованных беседках и на простых, но изящных скамейках можно было отдохнуть, послушать музыку. Зелень „сада“ особенно эффектно оттеняла выставленные здесь мраморные бюсты. В стеклянном простенке над входом в зал можно увидеть афишу для выставки исполненную Евгением Лансере.
Начать осмотр этого «грандиозного парада истории» мы предлагаем с раздела «искусства допетровского и петровского времени».
Е.В.Амфилохиева, Е.В.Станкевич и Н.А.Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке "Дягилев. Начало". 2009
Перейти к началу виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»
Выставка была открыта с 6 марта по 26 сентября 1905 года в залах Таврического дворца, Санкт-Петербург. Устроена в пользу вдов и сирот павших в бою воинов.
Дала чистой прибыли 60 000 рублей. Выставку посетили до 45 000 человек.
Экспонировалось более 2300 произведений живописи, графики и скульптуры из более чем 400 собраний
Были представлены произведения русских художников ХVIII — начала ХХ века:
И. Г. Адольского, А. П. Антропова, И. П. Аргунова, В. Л. Боровиковского, И. Э. Браза, К. П. Брюллова, В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, Н. Н. Ге, А. Я. Головина, Г.-К. Гроота, С. К. Зарянко, Л. Каравакка, К. А. Коровина, И. Н. Крамского, Б. М. Кустодиева, Д. Г. Левицкого, К. Е. Маковского, А. Матвеева, И. Н. Никитина, В. Г. Перова, И. П. Прокофьева, И. Е. Репина, Ф. С. Рокотова, В. А. Серова, П. Ф. Соколова, Н. П. Ульянова, К.-Л. Христинека, Ф. И. Шубина, Ф. Ф. Щедрина, С. С. Щукина, Н. А. Ярошенко и других;
а также иностранных мастеров:
П. Бенара, Ж.-Ж. Бенжамен-Констана, Л. Бонна, Э. Виже-Лебрен, Ф.-К. Винтергальтера, Ж. Вуаля, Ж.-Б. Греза, Н. Жилле, И. Зулоаги, Я. Купецкого, Д.-Б. Лампи, Н. Ларжильера, Ф. Ленбаха, Ж.-Л. Монье, Ж.-М. Наттье, А. Рослена, П. Ротари, Ф. Тишбейна, Л. Токе, Ф. Флеминга, А. Цорна, А. Эдельфельта, В. Эриксена и других.