Коллекция Государственного Русского музея

1749, Нюрнберг – 1818, Нюрнберг

Вид Старой площади в Москве

По оригиналу Жерара Делабарта «Вид Красной площади и Воскресенских ворот в Москве». 1799

  • Бумага, офорт, резец. И.: 38,4 х 65,7; л.: 49,2 х 73,4; д.: 48,6 х 71,9
  • Гр-32311

  • Пост. из собрания П.К. Фаберже


На гравюре с картины площадь названа «Старой» – в отличие, вероятно, от новых площадей в центре города, намеченных «Прожектированным планом» 1775 года. В городском обиходе она неизменно именовалась «Красной». По «Прожектированному плану» за Красной площадью сохранялось положение исторического ядра в городе. В описании плана указывалось, что «Красная площадь остается как была». Тем не менее ей надлежало придать черты регулярности и представительности. Сложившийся в 1780-е годы ансамбль, автором которого предположительно считают Джакомо Кваренги, изображен Делабартом с юга на север. Существенно, что за пределами картины оставлены Лобное место и Покровский собор: Делабарт видит Красную площадь не как исторический памятник, но как центр обновляемой Москвы, единственный в екатерининскую пору ансамбль, завершенный по канонам классицизма. Он пишет лишь центральную часть площади, своего рода «площадь в площади» – «четвероугольную и продолговатую фигуру, обстроенную кругом в два этажа рядами». Старые одноэтажные торговые ряды напротив Кремлевской стены надстроены и получили представительный фасад в виде сплошной двухэтажной аркады с десятиколонным портиком посредине. С противоположной стороны, у Крем ля, возведен симметричный корпус – Новые торговые ряды, имевшие по центру проход к Кремлю, сквозь который с площади раскрывался вид на Сенат. В глубине полотна – старый архитектурный комплекс у Воскресенских ворот. Слева и справа его фланкируют одинаковые небольшие корпуса с двухэтажными аркадами, словно бы расступившиеся, чтобы сделать его обозримым с площади. Красная площадь еще не замощена (к замостке приступили в 1796 году), но уже освещена поставленными в ряд масляными фонарями на чугунных столбах.

Обрамленный аркадой классицистский плац-парад, включающий в свою панораму сохраняемые «готические красоты», в своем роде был совершенен. Существование этого ансамбля оказалось недолгим: после пожара 1812 года на месте Новых рядов появился бульвар вдоль Кремлевской стены, а Старые ряды были реконструированы по проекту О. И. Бове и получили ампирную обработку, что изменило характер ансамбля.

Серия картин Делабарта привлекла внимание уроженца Швейцарии, ставшего в Москве купцом 1-й гильдии, Иоганна Вальзера (1739–1803). Он начал подготовку к изданию гравюр с московских видов, для чего были использованы акварельные варианты сюжетов. Первые гравюры исполнялись в Петербурге в 1795–1796 годах, и имеют в подписи посвящение императрице Екатерине. Последующие гравюры, имеющие посвящение уже императору Павлу, делались в Швейцарии и Германии. В Херизау Вальзер основал художественную мастерскую и пригласил к участию в ней нескольких известных граверов. Уже в 1797 году работа шла полным ходом. Вся серия была гравирована в двух вариантах – резцом и в технике офорта с раскраской от руки. Окончательно оформлены гравюры были к 1801 году, и поднесены уже следующему императору, Александру I. Гравюры были широко распространены в Европе, использовались в качестве архитектурного фона художниками, никогда не бывавшими в Москве.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: