Иллюстрация к книге М. Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города»
(М.; Л.: Academia, 1935). 1933
- Бумага, раскрашенная автолитография. 37 х 26,2
- С.Гр.-10471
- Период Первая половина XX века
- КатегорияИллюстрация
- Поделиться
В 1931 году издательство «Academia» заказало Самохвалову иллюстрации к «Истории одного города» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
Суть «Истории одного города» сам Салтыков-Щедрин определял как сатиру на политический строй России в форме «исторической сатиры». Задачу иллюстратора в данном случае Самохвалов определил для себя как необходимость создания остро гротескных, сатирических образов, чтобы «вместе с автором… острием своего карандаша срезать те болевые наросты на теле народном, которые, как скальпель хирурга, срезает слово сатирика». Он не пошел по пути придания персонажам узнаваемых черт того или иного исторического деятеля, а стремился выявить общее, типическое в облике предводителя или типа из народа. Получились образы-личины обывателей города Глупова, в которых усилено, выпячено все уродливое, безобразное.
Тип «сладкой русской красавицы» Аленки близок «купчихам» Бориса Кустодиева.
Можно сказать, что внутри комплекса иллюстраций к «Истории одного города» сосуществуют несколько стилистических линий: сюрреалиcтическая, романтическая, пародия на «кустодиевские» образы, «гоголевские типы» Петра Боклевского и Александра Агина… Неслучайно проницательные советские критики заметили, что художник «прибегает иногда к остро экспрессионистическим приемам и это уводит его в некоторых случаях от реалистического раскрытия текста Щедрина» (Доброклонский М., Лебедева Ю., Лисенков Е. Ленинградские графики // Искусство. 1935. № 3. С. 43–45).
В издание 1935 года вошли всего свыше семидесяти заставок и концовок, рисунков внутри текста, а также тринадцать полномасштабных вкладных страниц иллюстраций.
Иллюстрации Самохвалова к «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина вызвали различные отзывы. Кузьма Петров-Водкин считал, что они конгениальны литературному произведению Салтыкова. Около тридцати листов экспонировались на «Первой выставке ленинградских художников», открывшейся в ГРМ в апреле 1935 года. Они были отмечены критиками как «наиболее крупное и яркое явление», как «новый опыт интерпретации щедринской сатиры» (Доброклонский М., Лебедева Ю., Лисенков Е. Ленинградские графики. С. 43–45).
Авторские литографии Самохвалова к «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина экспонировались на Международной выставке в Париже в 1937 году и получили высшую оценку — Гран-при.
Ольга Гаврилюк. Книжная графика А. Н. Самохвалова // Александр Самохвалов. СПб, 2014. С. 19-21.
Из книги воспоминаний художника «Мой творческий путь»:
«Помню, что "Аленка" давалась мне несколько трудновато. Она хорошая, русская женщина ‒ и вот в ее жизнь вторгается грубая сила Фердыщенко. Аленка в смущении и раздумье грызет бусы. Сейчас меня удивляет, что образ этот в предварительном рисунке у меня нашелся в то время, когда мы жили на даче художника Френца в Мариенгофе, и когда я писал на пленэре "Девушку с ядром". Именно там, в очень приятном саду, хорошо работалось. Конечно, я не возил туда камней, но многие образы рождались именно там, и вырабатывать образы, и думать там было удобно».