Коллекция онлайн


Монах и монахиня

Слобода Большие Гончары в Туле. 1880-е

  • Глина, лепка, роспись. 25,5 х 12,8 х 12; 24 х 11 х 11
  • Г-3313; Г-278

  • Пост. в 1938 из Кустарного музея

  • Собрание Л. Ф. Макарьева, В. В. Матэ

В 1976 году в Отдел народного искусства ГРМ поступило собрание народных игрушек, принадлежавшее народному артисту Российской Федерации, профессору Леониду Федоровичу Макарьеву. Пока шли переговоры с музеем, актер умер, и через год собрание было приобретено у его сына, О. Л. Макарьева. По словам Л. Ф. Макарьева, собрание досталось ему от жены, актрисы ленинградского Театра юного зрителя В. А. Зандберг. К ней оно перешло от архитектора А. С. Серафимова, а первоначально принадлежало известному художнику-граверу, профессору В. В. Матэ.

Коллекцию [Макарьева-Матэ] составили четырнадцать деревянных игрушек ХIХ века из Сергиева Посада и Богородского и тридцать семь глиняных игрушек разных центров, в том числе неизвестных и неизученных. Ценнейшую и самую старую часть коллекции представляют игрушки из собрания В. В. Матэ (1856–1917). На некоторых из них есть надпись: «Матэ», с указанием порядкового номера. С 1884 и почти до 1910-х годов Матэ преподавал в Училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, располагавшегося в Соляном городке, где обитал и Петербургский кустарный музей, устраивавший выставки-продажи изделий народных мастеров. Кроме того, в Петербурге в 1890 году впервые состоялась выставка игрушек. Возможно, все это побудило художника к собиранию коллекции.

Большая часть коллекции состоит из уникальных произведений прославленных центров — Сергиева Посада, Богородского, вятской Дымковской слободы, Больших Гончаров в Туле и других. Лучшие из них находятся в постоянной экспозиции народного искусства Русского музея. И. Я. Богуславская. Макарьев Леонид Федорович. Матэ Василий Васильевич // Выдающиеся собиратели народного искусства». СПб, 2011. С. 134.

Фигурка монахини по остроте и выразительности образа является выдающимся произведением тульской игрушки. Здесь форма конуса обыграна и в общем силуэте, и в деталях. Естественно уменьшаясь снизу вверх, она повторяется в основании, рукавах рясы, острие капюшона. Перепады в членениях фигуры ломают плавные, пологие линии контура, придавая ему характер нарастающего движения. Черный цвет росписи подчеркивает нерасчлененность объемов, компактность преувеличенно острой, колючей формы.

Фигурки монаха и монахини, очевидно парные, уникальны не только по выразительности образов, но и по самому сюжету, более характерному для деревянных игрушек.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: