Коллекция онлайн

Кружевной подзор / Конец полотенца

Галич, Костромская губерния. Конец XVIII — начало XIX века


На рубеже XVIII и XIX веков заметным явлением народного искусства стало кружевоплетение в городе Галиче Костромской губернии. Плели кружево из цветного шелка изысканных оттенков в трудоемкой многопарной технике, где одновременно плетутся и фон, и узор. Изящные подзоры и концы полотенец с двумя широкими кружевными полосами, перемежающимися цветными шелковыми лентами, украшали зеркала и иконы в красном углу дома. В орнаменте встречаются мотивы двуглавых орлов, крылатых коньков, фигурные медальоны, перевитые лентами гирлянды, изящные картуши, олени, цветущие ветви и кусты, над которыми порхают птицы. Плотные фигуры орнамента обведены по контуру толстой шелковой сканью изысканных сочетаний зеленовато-голубого, розового, палевого, золотисто-коричневого, синего цветов. В нежном колорите и затейливом динамичном рисунке узоров нашел отражение характерный для времени стиль рококо. 

Известный политический и общественный деятель России второй половины XIX века А. А. Половцов был страстным коллекционером произведений искусства. По его инициативе был организован Музей Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица. Архивные документы музея  сохранили сведения о коллекциях русского народного искусства, которые Половцов и его супруга, Надежда Михайловна Половцова (1843–1908), приносили в дар музею или приобретали для него.

Коллекции Музея училища Штиглица в 1930-е годы оказались разрозненными и теперь находятся в собраниях четырех музеев: ГЭ, ГРМ, Музея декоративно-прикладного искусства Художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица и Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого. В коллекции ОНИ ГРМ имеется свыше 500 экспонатов, ранее принадлежавших Музею училища барона А. Л. Штиглица. Некоторую часть из них удалось сопоставить с архивными документами и определить, от какого коллекционера они поступили. Эти собиратели по большей части оказались известными людьми, знатоками русской культуры: И. Ф. Барщевский — фотограф, археолог, искусствовед, хранитель музея «Русская старина» в Талашкине, основатель и директор музея в Коломенском; Н. В. Султанов — архитектор, реставратор, искусствовед, идеолог византийского стиля; В. А. Прохоров — историк, археолог, преподаватель, основатель Древнехристианского музея Академии художеств; А. Ф. Прядилова — нижегородская купчиха, известная собирательница народного костюма. О. В. Алексеева, Н. О. Крестовская, Г. А. Пудов, М. А. Сорокина.  Александр Александрович  Половцов // Выдающиеся собиратели народного искусства». СПб, 2011. С. 133-134.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: