Собрание В.А.Прохорова
В. А. Прохоров (1818, Орел — 1882, Санкт-Петербург) — петербургский владелец одной из первых и наиболее крупных в России коллекций икон, церковной утвари и предметов народного быта; заведующий Христианским музеем Академии художеств — вошел в историю не только отечественного собирательства, но и науки о древнерусском искусстве.
Имевший склонность к живописи, сын священника и выпускник Херсонской духовной семинарии, после увольнения в светское звание (1842) учился в Академии художеств, затем преподавал историю в Морском Кадетском корпусе. Совершая многочисленные поездки по стране, занимался копированием древностей, поэтому уже к началу 1860-х годов у него сложился целый «иконографический музей». Это подтолкнуло к изданию журнала «Христианские древности и археология» (1862–1877), где впервые были опубликованы известные памятники восточно-христианского искусства 1. Увлечение археологией и христианской культурой привело к идее коллекционирования подлинных памятников. С ревностью собирал и приобретал все, что можно было найти в Петербурге и во время путешествий по России, преимущественно из Новгородской губернии, где активно общался со старообрядцами. Скорее всего, в их среде он научился технике и основам реставрации икон, стал разбираться в письмах и пошибах. По тем временам вполне «подобранная» коллекция быстро разрослась до значительных размеров и размещалась в его небольшой квартире на Васильевском острове. После смерти В. А. Прохорова наследником коллекции, а также преемником должности хранителя музея стал его старший сын — художник Александр Васильевич. По материалам отца им была составлена и издана подробная опись собрания 2, — по ней она и была приобретена в полном составе за 10 000 рублей 3 в только что образованный Русский музей императора Александра III. Желание расстаться с коллекцией, возможно, было связано с закрытием и передачей туда же академического Музея древнерусского искусства, наряду с которым прохоровское собрание стало основой созданного здесь в 1897 году Отделения христианских древностей.
Собрание (всего 771 номер) состояло из восьми разделов: церковная утварь (паникадила, подсвечники, лампады, кадила, водосвятные чаши и литургические принадлежности), кресты, образки, резьба, финифть, шитье, иконы, предметы народного быта, – то есть это было довольно типичное для XIX века хранилище церковной старины, где каждый предмет рассматривался как часть единой христианской культуры 4. Вместе с тем все разделы прохоровского «домашнего музея» отражали его интересы как знатока русской археологической науки, иконографии и издателя, а также сочетались с программой разработанных им лекций по истории древнерусского искусства.
Собрание иконописи включало около ста икон 5. Шедеврами его, безусловно, стали небольшой образ круга Андрея Рублева «Богоматерь Умиление», один из ранних списков чудотворной Владимирской (ДРЖ-275), и икона «Избранные святые с Богоматерью Знамение»(ДРЖ-2061) третьей четверти XV века, снискавшая славу классического образца живописи Новгорода. Сходное место в истории тверского искусства следует отвести клейму уникальных по замыслу Царских врат XV века с изображением евангелиста Матфея и Премудрости (ДРЖ-1418), а также небольшому образу Рождества Христова (ДРЖ-1416), видимо входившему в праздничный ряд камерного иконостаса. Существенную часть собрания В. А. Прохорова составляли выдающиеся по исполнению и иконографии новгородские иконы XVI века, среди которых оказалось немало фрагментов храмовых икон-«выпилков», видимо приобретенных им у старообрядцев, сохранявших даже ветхие древние памятники. Прежде всего, это клейма со сценами жития святого Георгия, некогда составлявшие житийный образ 1544 года из Антониева монастыря в Новгороде (ДРЖ-1–24), а также 12 фрагментов с изображением ангелов, пророков, праведников из великолепного по письму Страшного суда (ДРЖ-326; ДРЖ-327; ДРЖ-328; ДРЖ-329) близкого времени и, видимо, того же происхождения. Преобладали в собрании произведения прикладного искусства 6: резьба по дереву, лицевое шитье, церковная утварь (лампады, паникадила), памятники личного благочестия XIV–XVIII веков (образки и кресты, выполненные из камня, кости и дерева, медное литье) и старинного народного быта (чернильницы, ларцы, серьги). В числе древних и редких образцов деревянной резьбы отметим новгородскую икону первой половины XVI века «Чудо Георгия о змие» (ДРД-175), рельефные фигуры Богоматери и евангелиста Луки, входившие в убранство входных врат Софийского собора в Новгороде, созданных повелением архиепископа Пимена в 1560 году (ДРД-371, 373), московский памятник первой половины века «Явление Богоматери преподобному Сергию» (ДРД-171). Шитая пелена с образом Николая Великорецкого конца XV века — один из самых значительных в художественном отношении памятник собрания В. А. Прохорова и наиболее ранний для такой иконографии (ДРТ-27). Произведения мелкой пластики представлены выдающимися новгородскими памятниками XIV века в серебряных сканых оправах.
Т. А. Петренко, И. А. Шалина. Собрание Василия Александровича Прохорова (1818–1882) // Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее. СПб, 2014. С. 75-76.
Примечания:
- Вздорнов Г. И. История изучения русской средневековой живописи. XIX век. М., 1986. С. 117–125.
- Опись русских древностей, составлявших собрание В. А. Прохорова / Сост. А. В. Прохоровым. СПб, 1896; Личное дело Александра Васильевича Прохорова // РГИА, ф. 789, оп. 5. 1866 г. № 95.
- ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп. 1, д. 86, л. 12–32. Оценка предметов древности, составлявших собрание В. А. Прохорова и предложенных Русскому музею императора Александра III.
- См.: Шалина И. А. Василий Александрович Прохоров — ученый и коллекционер // Коллекционеры и меценаты в Санкт-Петербурге (1703–1917). Тезисы конф. Гос. Эрмитаж. СПб, 1995. С. 24–26.
- Шалина И. А. О коллекции икон В. А. Прохорова в Государственном Русском музее // Тезисы III Грабаревских научных чтений. М., 1995. С. 6; она же. Прохоров В. А. // Государственный Русский музей. Из истории музея. СПб, 1995. С. 126–128.
- Петренко, 2009. Вып. XVI. С. 57–69.