Коллекция онлайн

Рубаха
Село Улемль
Льняные и хлопчатобумажные нити, браное ткачество, вышивка крестом. 156 х 139
Т-4792

Понева
1940
Деревня Пеневичи
Шерсть, ткачество, вышивка гладью, крестом. 182 х 67
В-9025

Передник-занавеска
Начало ХХ века
Село Улемль, Жиздринский уезд, Калужская губерния
Кумач, ситец, шелковые ленты, бахрома, шерстяные и хлопчатобумажные нити, браное ткачество, вышивка цветной перевитью. 103 х 68
Пост. в 1970 из экспедиции ГРМ в Калужскую область
В-8992

Головной убор
Галун, блестки, бусы, шерсть, тесьма, ситец. 28 х 19 х 14
В-8993

Позатылень (задняя часть головного убора)
Село Бояновичи
Галун, шерсть, бисер, низанье. 32 х 25
В-9020

Шейное украшение — «подшейник»
1920-е
Деревня Араповка
Ткань, бисер, мелкие бусы, низанье. 34 х 10
В-9034

Нагрудное украшение — «чепка»
1920-е
Деревня Араповка
Бисер, низанье. 5,5 х 78
В-9033

Выдающуюся коллекцию народного костюма, праздничных передников и понев, бисерных украшений собрала В. А. Фалеева в Калужской области. Интересно, что некоторые поневы вытканы и вышиты в 1940 — так долго носили традиционный костюм в этих краях. Он поражает богатством цветового решения, обилием вышивки и сверканием бисерных шейных, нагрудных и наспинных украшений. Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII-XX веков. СПБ, 2015. С. 153.

«Здешняя понева — старинного типа, распашная, то есть не сшитая спереди, что типично для всей Калужской и большей части Орловской губернии. Шьется она из трех полотнищ и собирается у пояса на плетеный шерстяной шнурок. Понева часто привязывается ниже пояса, под животом» (Гринкова, 1927). Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII-XX веков. СПБ, 2015. С. 153.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Распашная понева — прямоугольник, сшитый из трех полотнищ. В каждой местности распашную поневу носили по-своему: подтыкали за пояс одну или две полы, так что сзади формировался своего рода «кулек», который иногда немного приглаживался к фигуре, а иногда, наоборот, стоял торчком, так называемой «пипкою» (Святский, 1910). Украшения располагались в одной части такой поневы на лицевой стороне, в другой — на изнаночной. Спереди распахнутые полы поневы закрывались передником. При этом крестьянки, отправляясь в город, распускали полы, так как ходить в городе в подоткнутой поневе считалось зазорным. Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII-XX веков. СПБ, 2015. С. 148.

«Рубаха в калужском костюме носится с «пазухой» — напуском на поясе, причем спускающаяся ниже пояса пазуха придает неуклюжий вид всей фигуре, но по местным понятиям в этом-то и заключается красота» (Гринкова, 1927).

Редкое по красочности явление — бисерные украшения калужских крестьянок. Костюмы унизаны бисером и стеклярусом от висков до подолов понев. Старый крестьянин из села Бережки под Жиздрой поэтично выразил свое впечатление от женских костюмов: «У нас на лугах цветы и женщины наши как цветы» (Моисеенко, Фалеева, 1990. С. 157). Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII-XX веков. СПБ, 2015. С. 153.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: