Девичий праздничный костюм
Последняя треть XVIII века
- Шелк, ткачество, парча, галун, жемчуг, перламутр, цветные стекла, низание, шелковые ленты, ручное ткачество
- Тк-556; Гр.Б.-1614; В-2821; Тк-1220
- Период XVIII век
- Поделиться
Сарафан
Шелк, ткачество. 104 х 522
Пост. из МЦУБШ
Тк-556
Рубашка
Современная реконструкция по аналогии
Душегрея
Парча, галун, 245 х 46
Пост из КМ
Гр.Б.-1614 ОНИ
Душегрея, коротёна, коротенька. Нагрудная женская одежда на лямках, как правило, из дорогих фабричных тканей — бархата, плиса, парчи, полупарчи, шёлка — с подкладкой, часто на вате или кудели.
Душегрея — короткая женская одежда (до талии или середины бедра), на лямках, напоминающая широкий косоклинный сарафан. Ткань расклешенной спинки ложилась волнистыми складками или присбаривалась. Душегреи шились без пуговиц, с потайной застежкой, на подкладке, холщевой или шелковой, часто стеганой на вате. Душегреи в Нижегородской губернии сплошь расшиты золотными нитями по малиновому бархату или шелку, иногда так густо, что не видно фона — «в лом». На спинке душегрея заложена крупными валиками-«борами», их обычно семнадцать. Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII–XX веков. СПБ, 2015. С. 67.
Девичий головной убор ‑ венец
Жемчуг, перламутр, цветные стекла, низанье, шелковые ленты. 47 х 13,5
Пост. из ГЭ в 1938
В-2821
Фата
Шелк, золотные нити, ручное ткачество, 216 х 138
Пост. из МЦУБШ
Тк-1220
Самыми загадочными в истории шелкоткацкого производства можно считать «флеровые фаты». Подобные предметы редко встречаются в музейных собраниях, на них нет фабричных клейм. «Флеровыми фатами» называли светлые, как правило, полупрозрачные или белые просвечивающие покрывала со сложным полихромным орнаментом. Их носили и во второй половине XVIII, и в первой половине XIX веков. Флеровая фата наброшена на голову Агафьи Дмитриевны Левицкой на портрете 1785 года, в 1830-е годы такие же покрывала с цветочным узором запечатлел Федор Солнцев в праздничном костюме жительниц Торжка, а 1840-е годы Исаак Худояров — в нарядах уральских женщин в картине «Гулянье на Лисьей горе» в Нижнем Тагиле.
В конце XVIII — первой половине XIX веков флеровые фаты производили на предприятиях подмосковной Коломны. В частности, кисейные фаты с яркими цветочными узорами выпускали мануфактуры Левиных. Известны флеровые фаты двух видов: покрывала с узорной каймой и не окаймленные по краю, которые вероятно продавали «на отрез». Стилистически узоры этих покрывал близки орнаментике рококо: по прозрачному полю, вытканы шелком букеты или гирлянды цветов, прихотливо изгибающиеся ленты бледно-розовых и голубых оттенков. Отдельные элементы узора — ленты, стебли и листья — выполнены металлическими кручеными нитями. Они гармонично сочетаются с неярким блеском шелковой поверхности фона, протканного тонкими полосками металлической нити. Ковалева Н. И. Парчовые и шелковые платки и покрывала в собрании Русского музея // Платки и шали в России XVIII — начала XXI веков в собрании Русского музея. Материалы и исследования. СПб. 2018. С. 34-49.