Миниатюра «Поклонение волхвов»
Москва. Лист из Евангелия апракос, происходящего из Антониева Сийского монастыря. 1340
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Миниатюра является фронтисписом древнейшей московской рукописи Евангелия, написанной писцами Мелентием и Прокошей по повелению великого князя Ивана Даниловича Калиты. На второй миниатюре, и ныне находящейся в кодексе, хранящемся в Библиотеке Академии наук, изображены апостолы и благословляющий их Христос. Работа над книгой была завершена за месяц до смерти князя и отослана им в монастырь «на Двину къ святеи Богородеци». Эти миниатюры — старейший пример иллюстрирования евангельских текстов в русской средневековой книге. Миниатюра «Поклонение волхвов» помещена на отдельном листе, но отсутствие обрамления и использование в качестве фона естественного цвета пергамена подчеркивают ее единство с написанным рядом текстом и делают зримыми слова Священного Писания. Художественной манере автора миниатюры присуще высокое мастерство рисовальщика и живописца — изысканное сочетание золота и сияющих тонов киновари, голубца и зелени наполняет всю композицию мажорным звучанием. Ирина Соловьева // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 56.
Событие описано в Евангелии от Матфея.
Волхвы по замеченной ими на востоке чудной звезде совершили путь в Вифлеем на поклонение младенцу Христу, так как древние пророчества внушили волхвам ожидать на Востоке рождение Спасителя мира.
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока <…> И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, / И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». Мф. 2, 1–12. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 47.
Показать полный текстДревнейший памятник книжного собрания Русского музея, ранее иллюстрировавший старейшую московскую рукопись Евангелия, переписанного "на Двину къ святеи Богородици" писцами Мелентием и Прокошей по повелению великого князя Ивана Даниловича Калиты. На второй миниатюре, и ныне находящейся в составе кодекса, изображены апостолы и благословляющий их Христос. Миниатюры не имеют никакого обрамления и это подчеркивает их связь с написанным рядом текстом. "Поклонение волхвов" соответствует строкам Священного Писания: "Искони бе Слово. И Слово бе от Бога. И Бог бе Слово" (Ин 1: 14) и представляет трех волхвов – Мельхиора, Гаспара и Валтасара, первыми пришедших поклониться Божественному Младенцу (Мф 2: 1–12). Почтительно склонившись, они подносят ему дары – золото, ладан и смирну, не в силах оторвать от него свои взоры. Маленькая фигурка благословляющего восточных царей младенца Христа неотделима от Богоматери, пребывая в ней как в своем Одушевленном Храме. Мария величественно восседает на высоком престоле с подножием. Ее простертая к волхвам рука означает передачу им благодати. В то же время, Богоматерь, сама прообраз Церкви Христовой, как бы призывает их войти сквозь высокий перспективный портал в стройное здание за своей спиной, которое может быть истолковано как Храм новой веры. Ирина Соловьева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 33.