Царские врата с изображением Благовещения
Новгород. Конец XV – начало XVI века
- Дерево, темпера. 166,5 × 81,5 × 5
- ДРЖ-2661
Пост.: 1934- Происходят из Никольской церкви в селе Гостинополье Ленинградской области
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Особая роль Богоматери как пособницы спасения человечества получила отражение в системе убранства Царских врат христианского храма. Царские (или райские) врата, составляющие неотъемлемую часть иконостаса, отделяют центральное пространство церкви от ее алтаря – места совершения Бескровной жертвы, или Евхаристии. Согласно святоотеческим толкованиям, алтарь есть символ Рая, потерянного прародителями Адамом и Евой и возвращенного людям через крестную жертву Христа. Именно эта мысль проводится в службах суточного круга богослужения, важное место в которых отводится растворению и закрытию алтарных дверей иконостаса. Главным моментом служб становится открытие Царских врат во время литургии, сопровождающееся выносом Святых Даров в центральное пространство храма для причащения верующих в Жизнь Вечную.
Сокровенный смысл священнодействий, происходящих в алтаре, обусловил характер его живописного декора, с XI в. неизменно включавшего изображения "Благовещения", "Причащения апостолов" и святителей – совершителей литургии. Важнейшая роль в этой системе отводилась композиции "Благовещение", являющейся символом воплощения (вочеловечения) Христа, открывшего путь к спасению человечества. Роль Богоматери как пособницы спасения подчеркивается в текстах церковных песнопений, называющих Пресвятую Деву "Дверью спасения", "Райских дверей отверзением".
Декоративная система убранства Царских врат из Гостинополья связана с одним из вариантов алтарной росписи храма, включающим, наряду с "Благовещением", композицию "Служба святых отцов". Изображенные в трехчетвертном повороте к центру авторы литургии – святые Василий Великий и Иоанн Златоуст – представлены со свитками, на которых читаются слова текста литургической службы. Надежда Пивоварова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 81.
Происходят из Никольской церкви в селе Гостинополье Ленинградской области. Никольский Гостинопольский монастырь — один из древнейших монастырей, располагавшийся на берегу реки Волхов, недалеко от Старой Ладоги. Время основания монастыря неизвестно, однако он существовал уже в XV веке. К тому же времени относится возведение каменной церкви во имя святого Николая Чудотворца (разрушена в годы Великой Отечественной войны). Из иконостаса церкви XV века до нашего времени дошли отдельные иконы, хранящиеся ныне в собраниях ГТГ, ГРМ и частных коллекциях за рубежом (6 икон деисусного ряда, 5 икон праздников, 2 иконы пророков и Царские врата).
Врата, распиленные на части, были обнаружены в разных церквах Гостинополья в 1913 историком, археологом и реставратором Н. И. Репниковым. Некогда врата находились в центре иконостаса и отделяли алтарь Никольского храма от его центрального пространства. Врата крепились в иконостасе посредством столбиков. На гостинопольских вратах представлен один из вариантов убранства древнерусских алтарных дверей, характерный для художественной культуры Новгорода. На створках изображены в рост в трехчетвертном повороте к центру два вселенских святителя, творцы литургии Василий Великий и Иоанн Златоуст. В их руках развернутые свитки с текстами литургической службы. В навершии представлен один из самых распространенных сюжетов русского иконописания — «Благовещение». Подобная система убранства врат восходит к схеме византийской алтарной декорации, в которой с конца XI века появляется особая композиция «Служба святых отцов». Она представляет собой процессию сходящихся к центру святителей, возглавляемую Василием Великим и Иоанном Златоустом, а на лицевых гранях алтарных столбов изображается разделенная надвое сцена «Благовещение».
Царские врата играли важнейшую роль в богослужении: в определенные моменты службы они открывались. Через них выносились из алтаря Крест, Евангелие, Святые дары для причащения мирян. С XVI века до наших дней сохранилось несколько врат новгородского происхождения, сходных с данными. Это Царские врата первой половины XVI века из Кирилловского уезда Новгородской области (Новгородский музей) и часть врат XVI века из собрания Государственного Эрмитажа. Идентичны позы, одеяния, атрибуты изображенных, а также тексты, вписанные в развернутые свитки. Так, у Василия Великого — слова возглашения на литургии, обращенные к Богоматери: «Изрядно о пресвятей, пречистой и преблагословенней...»; у Иоанна Златоуста — молитва первого антифона: «Господи Боже наш, его же держава...». Аналогичные тексты в свитках этих святых находятся и на новгородской софийской таблетке с изображением трех вселенских святителей. По стилю врата являются типичным образцом новгородского искусства рубежа XV–XVI веков. Для их художественного строя характерны яркие звучные краски, рельефная лепка ликов, расписанных плотной охрой с белильными высветлениями и мягкой подрумянкой. Выразительной чертой произведений иконописи этого времени являются орнаментированные по золоту нимбы, двухцветные поземы-коврики.