Снятие с креста. Положение во гроб
Строгановская школа. Конец XVI – начало XVII века
- Дерево, темпера. 35,8 х 30,4 х 2,4
- ДРЖ-1062
Пост.: 1934 из Центральных государственных реставрационных мастерских- Происходит из Гуслицкого монастыря в Московской области
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Особенностью иконы является совмещение двух сюжетов. Это могло произойти из-за того, что на литургии оба события упоминаются в течение одной службы на Великую пятницу. И все же смерть Христа на кресте и Его положение во гроб заключены в разные временные и пространственные рамки. Иконописец решает эту задачу, противопоставляя верхнюю, исполненную активного движения сцену – нижней, где господствует ощущение благо- говейной тишины, создаваемое плавными линиями склоненных фигур. Живопись иконы сродни драгоценному шитью: тонко и тщательно написаны фигурки иудеев, скорбно стоящих в отдалении жен, каскад складок в одеждах Богоматери. В колорите разнообразные оттенки охры, символизируя золото, свидетельствуют о присутствии Бога, а редкие вспышки киновари – о цвете жертвенной любви и пламенной веры. Мария Федосеева // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 300.
Евангельские тексты сообщают, что тайные ученики Христа Иосиф Аримафейский и Никодим, желая спасти от поругания тело своего Учителя, испросили у Пилата разрешение совершить его погребение. Эти сцены страстного цикла нашли широкое отражение в монументальной живописи – в южнославянских и византийских росписях XII–XIV вв. На Руси особое распространение они получили в Новгороде (церковь Успения на Волотовом поле, церковь Спаса на Ковалеве XIV в.). В иконописи Руси самые ранние памятники – 25-частная икона "Земная жизнь Христа" начала XV в. и двусторонние таблетки из Софийского собора Новгорода.
Замечательные памятники с сюжетами "Снятие с креста" и "Положение во гроб" принадлежат праздничным рядам иконостасов Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (1425–1427) и Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1497). В композиции из Русского музея совмещение двух сюжетов на одной иконе могло произойти из-за того, что на литургии оба события упоминаются в течение одной службы в Великую Пятницу.
Икона делится на два смысловых и четыре пространственных плана. В верхней ее части представлено "Снятие с креста". В углах – два парящих ангела с покровенными руками, символы скорби и печали. Справа сильно изогнутую фигуру Спасителя снимают с креста Иосиф Аримафейский и Иоанн Богослов, им помогают благочестивые иудеи. Слева изображена Богоматерь. Тонкая и стройная ее фигура чуть отклонена назад. Она поддерживает под руки Христа и прижимается к его голове. За ней в отдалении скорбно стоят Мария Магдалина и Мария Клеопова. Их фигуры значительно меньше Богоматери. Внизу, у подножия креста представлен Никодим, вынимающий гвозди из ног Спасителя.
В нижней части иконы – изображение композиции "Положение во гроб". На переднем плане – гроб с телом Христа. Перед ним сложены приготовленные пелены. Богоматерь припадает к его изголовью, за ней три плачущие Марии. Иоанн Богослов склонился к левой руке Христа, Иосиф Аримафейский – к его стопам. Никодим почтительно стоит в ногах Спасителя.
В колорите иконы преобладают сочные охряные тона горок и яркие всплески алой киновари в одеждах Марии Магдалины, парящего ангела и стражника. Фигуры тонкие, вытянутые. Лики писаны по бледно-оливковому санкирю охрой с легкими белильными оживками в чертах и прядях волос. Большое количество фигур не создает впечатления перегруженности композиции благодаря умелому распределению пространственных планов. На первом плане "Положение во гроб" с предстоящими, на втором – "Снятие с креста", на третьем – слетающие ангелы, стоящие в отдалении жены и горки; наконец, на четвертом – стены Иерусалима с бледно-розовыми арочными проемами. Мария Федосеева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 41.
Литература, публикации: Mille anni di cristianesimo nell'arte russa. Icone dall'XI al XX secolo. Aosta, 1997. P. 63. Cat. 15. Fig. P. 62; Вилинбахова Т. Строгановская икона конца XVI - начала XVII века. СПб.; Калининград, 2005. С. 88-89. Ил. 90, 91; Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1987. С. 73. Кат. 58; Пивоварова Н. В. Об истории бытования двух строгановских икон из собрания Русского музея // Искусство христианского мира. Вып. VII. М., 2003. С. 409-413; "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 41. N 24