Коллекция онлайн

Вознесение, из праздничного чина

Северная провинция Новгорода. Первая половина XVI века


Согласно евангельскому тексту, на сороковой день по Воскресении Христос с учениками взошел на Елеонскую гору близ Иерусалима, благословил их на проповедь и, наказав ожидать крещения Святым Духом, вознесся на небо. Явившиеся апостолам два ангела возвестили о возвращении Христа на землю как Судии "во время оно" (Мк 16: 19; Лк 24: 51; Деян. 1: 9–11; 2: 33). Праздник Вознесения, как и следующий за ним – Сошествие Святого Духа, символизируют утверждение Апостольской Церкви на земле.

В центре композиции славе Христа предстоит Богоматерь. По сторонам от нее обычно изображались верховные апостолы Петр и Павел. Вместе они являют образ Земной Церкви. Удивительную особенность композиции из Тихвина составляет то, что Павел оттеснен от Богоматери фигурой юного апостола в красном плаще. Основываясь на иконографии, можно предположить, что это Иоанн Богослов. Именно к нему и жестом, и взглядом обращается Богоматерь. Ее безмолвная беседа с любимым учеником Христа, которому он на кресте поручил заботиться о своей матери и который в будущем стал автором одного из канонических Евангелий и Апокалипсиса, становится ключом всей сцены.

Построив таким образом композицию, иконописец сумел представить все грани утверждения в вере. Апостолы правой группы погружены в углубленные размышления; участники события, стоящие слева, возбужденно обсуждают происходящее. Апостол Иоанн, подняв руку вслед удаляющемуся в славе Христу, единственный держит такой же, как у Учителя, свиток, символизирующий приобщение к Божественной Премудрости и преемственность церковного учительства. Ирина Соловьева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 42.

Выставки:  «Реставрационным мастерским Русского музея - 100 лет.». Корпус Бенуа (г. Санкт-Петербург), апрель-июль 2022

Основу сюжета составляют тексты евангелий и Деяний апостолов, повествующие о Вознесении Иисуса Христа на небо в сороковой день по Воскресении.
„До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, / Которым и явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием; / И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня <…> Но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде / И сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо“. Мк. 16, 19; Лк. 24, 51; Деян. 1, 9–11. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 355.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

В 1969 – 1971 годах И. П. Ярославцевым было выполнено частичное раскрытие в левой части иконы. В 2001 году Н. Б. Антонышевой частичное раскрытие в верхней части было увеличено вправо. В 2006 году икона поступила в реставрационную мастерскую для завершения раскрытия. Авторская живопись в верхней и правой частях иконы, на полях и фоне, находилась под двумя слоями темперной записи и слоем неравномерной лаковой пленки. Изображение апостолов находилось под слоем потемневшей, неравномерной, сгрибленной лаковой пленки. На нижнем поле горизонтальные царапины, мелкие утраты грунта и красочного слоя по периметру иконы.

Комплекс проведенных мероприятий:

Был проведен комплекс исследований в отделах химико-биологических и технологических исследований Русского Музея. Методом пропиток слабым раствором осетрово-медового клея произведено укрепление грунта и красочного слоя, в места утрат подведен реставрационный грунт. Раскрытие производилось под микроскопом МБС-10 микроскальпелем. Записи удалялись послойно, всухую, микроскальпелем с режущей кромкой 3 мм. Лаковая пленка утоньшалась и выравнивалась с использованием эмульсии этилового  спирта с пиненом. В местах утрат авторской живописи оставлена поздняя  запись. В месте соединения расчисток лаковую пленку было решено снивелировать, чтобы не было видно резкой границы между участками, которые раскрывались в разное время. Тонировки выполнены акварельными красками, после чего поверхность покрыта реставрационным лаком. Выполнено полное раскрытие.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 28.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: