Коллекция онлайн

Минея на декабрь

Москва. 1565

  • Дерево, левкас, темпера. 55,5 х 45,5 х 2,3
  • ДРЖ-1565

  • Пост.: 1934

  • Происходит из Успенского собора Успенского Иосифо-Волоколамского монастыря

Минея (греч. – месяц) – богослужебная книга, содержащая последование праздничных служб, песнопений и молитв святым на каждый день и месяц года. На иконах с таким названием изображались святые и праздники, память которым отмечена в минеях богослужебных. Лицевые месяцесловы известны в византийском искусстве с XI–XII вв. Они встречаются и в миниатюрах, и в станковых произведениях, с XIV в. большое распространение получили циклы росписей на ту же тему. На Руси самое раннее изображение менолога встречается в новгородских фресках второй половины XV в.

Минея на декабрь входила в состав двенадцати икон-миней, которые в древности составляли единый комплекс. В настоящее время сохранилось только пять икон. Минеи на сентябрь и ноябрь хранятся в Третьяковской галерее, в Русском музее, помимо декабрьской, имеются еще минеи на июнь и на август. Комплект икон был написан в Москве по заказу казанского архиепископа Лаврентия и вложен им в "наследие вечных благ" в храм Успения Богоматери Иосифо-Волоколамского монастыря, где до этого он был игуменом. Это видно из надписи, сделанной на оборотах сентябрьской и августовской миней. В Успенском соборе минеи стояли в киоте у столпа одна над другой в три ряда и представляли собой зримый образ богослужебного последования всего литургического года.

Поскольку живописная минея неотделима от соответствующих ей текстов Минеи служебной, рассматривать ее изображения необходимо параллельно с чтением книги. Все богослужения декабря пронизаны идеей грядущего Рождества Христова. Уже с последних дней ноября в церкви начинают звучать слова Рождественского канона, причем торжественность песнопений усиливается по мере приближения великого праздника. Первые дни декабря посвящены памяти ветхозаветных пророков, провозгласивших пришествие в мир Спасителя: 2 декабря вспоминается пророк Аввакум, 17 декабря – пророк Даниил, проповедовавший о Христе как о "Нерукосечном камне" (см. ДРЖ-1027). В этот же день празднуется память трех святых отроков: Анании, Азарии и Мисаила, брошенных царем Навуходоносором в раскаленную печь за отказ поклониться идолу и оставшихся невредимыми (Дан. 3). Сцена эта имела глубокий символический смысл: сохраненные от огня в печи юноши служили одним из прообразов непорочного зачатия и нетленного чрева Марии, которое и после опаления его Божественным огнем осталось невредимым. За "Тремя отроками" изображена группа пророков, а еще ниже – священномучеников. Эти композиции соответствуют двум последним воскресеньям Рождественского поста, посвященным памяти всех вообще ветхозаветных пророков и праведников – предков Христа по плоти. Службы этих дней отражают библейскую историю как предуготовление воплощения Бога. 9 декабря отмечается праздник Зачатия праведной Анны и начинается прославление Марии как будущей матери Бога. Поэтому в эти дни постоянно читается родословие Иисуса из Евангелия от Матфея, а в службах с особой силой звучат покаянные молитвы.

С 20 декабря начинается предпразднество Рождества Христова, постепенно раскрывающее тайну воплощения Христа. Великому празднику соответствует на иконе отдельная композиция (о сюжете, иконографии см. ДРЖ-1248). Его основная богословская идея – снисхождение Бога к людям и истощание Его Божества – передана на иконе образом маленького хрупкого младенца, почти сливающегося с красным ложем Марии, которую Иоанн Дамаскин назвал "ложем Божественного Воплощения Слова".

Деву Марию, как самую совершенную среди людей, воспевают не только в праздник Рождества. Специально для ее прославления церковь отвела следуемый за ним день 26 декабря, когда совершается Собор Пресвятой Богородицы (см. ДРЖ-2890). Одна из Рождественских стихир стала богословским смыслом этого праздника: "Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради?" Представленная за Рождеством сцена отвечает на этот вопрос языком живописи: ангелы приносят Христу пение, волхвы – дары, аллегорические фигуры Земли и Пустыни – вертеп и ясли, "мы же приносим Матерь-Деву". Ее и прославляет вместе с хором певцов и авторами песнопений собор святых и преподобных, изображенных в нижней части иконы. Ирина Шалина // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 97.

Литература, публикации: Русские древности. Из собрания Государственного Русского музея. Л.: «Аврора». 1988. с. 59


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: