Коллекция онлайн

Богоматерь на престоле

Первая половина XVI века

  • Дерево, темпера. 127,2 x 88,6 x 3,2
  • ДРЖ-1805

  • Пост.: из старообрядческой молельни в Ленинграде


Образ "Богоматери на престоле" восходит к искусству VI в. Самый ранний памятник – фреска в нише алтаря капеллы монастыря Аполлона в Бауите (Египет, VI – VII вв.). На египетской фреске Богоматерь держит перед собой овальный медальон с изображением восседающего на престоле и благословляющего Спаса Эммануила. Позднее этот тип распространился в византийских алтарных росписях XI–XII вв. и в иконописи. В византийской иконографии тип "Богоматери на престоле", облаченной в вишневый мафорий и темный хитон, стал именоваться Панахранта (греч. – пренепорочная). На Руси изображение Богоматери на престоле было широко распространено в качестве центрального образа пророческого чина иконостаса с XVI в.

Почти всю поверхность иконы, за исключением узких зеленых полей, занимает престол, на котором торжественно в строго фронтальной позе восседает Богоматерь с младенцем Христом на коленях. Богородица облачена в темно-вишневый мафорий и темно-синий чепец. На ее голове и плечах вифлеемские звезды – символы девства и непорочности. Иисус Христос в ярко-желтом хитоне, испещренном золотым ассистом, благословляет и держит свернутый свиток в левой руке. Богородица придерживает его одной рукой за плечо, другую спокойно опустила на колени. За время своего существования иконография "Богоматери на престоле" почти не изменилась. Иконография престола также древняя: его формы, двойная византийская подушка имеют аналогии в итало-греческих памятниках.

Колорит иконы, выдержанный в теплых охристо-коричневых и золотых тонах, отличается изысканностью. Плавные, круглящиеся линии престола, фигур Богоматери и младенца, тонко выписанные лики, преисполненные внутренней гармонии, позволяют отнести живопись иконы к московской школе. Мария Федосеева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 107.

Выставки:  «Образ Богоматери в русском искусстве ("1000 лет христианства в русском искусстве")». Centro Espositivo S.Benin (Италия, г. Аоста). 1997;  «Art Open». Messe Essen (Германия, земля Северный Рейн - Вестфалия, г. Эссен). 1999;  «София - премудрость Божия». ФГБУК «ВМО «Государственная Третьяковская галерея» (г. Москва). 2000;  «500 лет русского искусства». Выставочный зал "ОКА" (Бразилия, г. Сан-Паулу), июнь - сентябрь 2002 г.;  «Россия !». Музей Гугенхайм (Испания, г. Бильбао). 2006;  «Выставка одной картины». Национальная галерея (г. Прага, Чешская республика). 2011;  «Сияние и слава. Искусство русской православной церкви.». Выставочный зал Фонда "Эрмитаж на Амстеле" (Германия, земля Берлин, г. Берлин). 2011;  «Русское искусство XV - XX веков». Центр искусств "Табакалера" Фонда Пабло Пикассо (Испания, г. Малага). 2015; Icons and Old Russian Art; "Пречистому образу твоему поклоняемся..." Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: