Богоматерь на престоле
Первая половина XVI века
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский / религиозный сюжет
- Поделиться
Образ "Богоматери на престоле" восходит к искусству VI в. Самый ранний памятник – фреска в нише алтаря капеллы монастыря Аполлона в Бауите (Египет, VI – VII вв.). На египетской фреске Богоматерь держит перед собой овальный медальон с изображением восседающего на престоле и благословляющего Спаса Эммануила. Позднее этот тип распространился в византийских алтарных росписях XI–XII вв. и в иконописи. В византийской иконографии тип "Богоматери на престоле", облаченной в вишневый мафорий и темный хитон, стал именоваться Панахранта (греч. – пренепорочная). На Руси изображение Богоматери на престоле было широко распространено в качестве центрального образа пророческого чина иконостаса с XVI в.
Почти всю поверхность иконы, за исключением узких зеленых полей, занимает престол, на котором торжественно в строго фронтальной позе восседает Богоматерь с младенцем Христом на коленях. Богородица облачена в темно-вишневый мафорий и темно-синий чепец. На ее голове и плечах вифлеемские звезды – символы девства и непорочности. Иисус Христос в ярко-желтом хитоне, испещренном золотым ассистом, благословляет и держит свернутый свиток в левой руке. Богородица придерживает его одной рукой за плечо, другую спокойно опустила на колени. За время своего существования иконография "Богоматери на престоле" почти не изменилась. Иконография престола также древняя: его формы, двойная византийская подушка имеют аналогии в итало-греческих памятниках.
Колорит иконы, выдержанный в теплых охристо-коричневых и золотых тонах, отличается изысканностью. Плавные, круглящиеся линии престола, фигур Богоматери и младенца, тонко выписанные лики, преисполненные внутренней гармонии, позволяют отнести живопись иконы к московской школе. Мария Федосеева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 107.