Коллекция онлайн

Рождество Богоматери

Тверь. XV век

  • Дерево, левкас, серебро, темпера (на полях и фоне иконы – серебряный басменный оклад XVI века). 32 х 24 х 1,5
  • ДРЖ-2131

  • Пост.: 1914 из Покровского монастыря в Суздале

  • Происходит из женского Покровского монастыря в Суздале

Икона посвящена одному из великих двунадесятых праздников – Рождеству Богородицы. Он был установлен в Византии в V в. Основным источником для иконографии стало апокрифическое Протоевангелие Иакова (Иак. 5). В нем рассказывается о чудесном рождении у престарелых праведных Иоакима и Анны младенца, названного ими Марией — будущей матери Спасителя. Тема была широко распространена в византийском искусстве начиная с XI в. К концу XIII столетия сложились все составные части композиции, перешедшие в русскую иконопись и фреску.

На иконе представлен так называемый краткий извод композиции. Св. Анна полусидит на ложе, обращаясь к гостьям, пришедшим к ней с дарами. Внизу, у ее ног служанки готовятся омыть новорожденную Марию. Сцена омовения младенца, унаследованная византийским искусством от античности и часто воспроизводимая в иконах «Рождество Богородицы», имеет близкую аналогию в композициях «Рождество Христово». В последних она трактуется как прообраз крещения Христа и всего человечества. Та же трактовка возможна и в данном случае. Подтверждением этому служат тексты молитв, посвященных празднику Рождества Богородицы, в которых варьируется мысль о явлении в мир Богородицы — матери Спасителя мира, о будущем очищении человечества. Праздник отмечается как день всемирной радости и обновления человеческого рода на рубеже Ветхого и Нового Заветов. Эта радость выявлена в сияющем светлом колорите иконы, в котором преобладают два цвета: голубой — цвет Богоматери и красный — цвет пламенной веры и любви к Богу. Икона принадлежит к числу моленных, приносимых в церковь с просьбой о чадородии или в память о рождении дочери.

Татьяна Вилинбахова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 15.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Литература, публикации: Попов Г. В. Тверская икона XIII-XVII веков. СПб., 1993. С. 246-247. Кат. 20-22; "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 15. Ил. на с.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: