Пророк Самуил и Андрей Критский в предстоянии иконе «Богоматери Корсунской»
1707
- Доска, без ковчега, без шпонок, темпера. 32,3 × 36,2 × 1,4
- ДРЖ-2312
Пост. в 1913 из собрания Н. П. Лихачева-
Сведения о реставрации:
Раскрытие: Бобров Ю.Г. (1972)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
В XVII в., в связи с широко распространившимися пространными сказаниями о чудотворных иконах Богоматери, иконописцы стали создавать композиции «икона в иконе». На иконе из Русского музея, в центре верхнего поля средника, помещено изображение иконы «Богоматери Корсунской» (память 9/22 октября), которой предстоят пророк Самуил и архиепископ Андрей Критский. По преданию, икона «Богоматери Корсунской» была написана евангелистом Лукой и привезена в Х в. князем Владимиром из Корсуни в Киев. Затем образ был перевезен в Новгород и позже в Москву. Согласно другой легенде, икона была принесена на Русь из Эфеса стараниями полоцкой княжны Предславы, в монашестве Евфросинии, в XII в. (подробнее историю иконы см. в конце аннотации*). Икона представляет оплечный тип «Богоматери Умиление», очень распространенный в России начиная с XVI в. Богоматерь правой рукой обнимает младенца, а левой нежно прижимает его голову к своей щеке. Правая рука Спасителя покоится на левом плече Богородицы, в левой он держит свернутый свиток.
Композиция представлена на фоне миниатюрного голландского пейзажа, написанного вполне реалистично, с учетом прямой перспективы. Отчетливо видны сугробы и розовое морозное небо. Художники Оружейной палаты широко применяли на практике новый иконографический источник — немецкие, голландские и итальянские гравюры. Действие на иконе разворачивается как будто на театральных подмостках, где фоном (декоративным задником) служит пейзаж, а сами действующие лица исполнены барочной патетики. Несмотря на малые размеры иконы, фигуры предстоящих выглядят монументально благодаря низкой точке зрения, выбранной художником. Струящиеся складки одежд, крупный растительный орнамент на них с обилием золота, развивающийся свиток в руках пророка Самуила позволяют говорить о барочных чертах. Соединение нескольких художественных стилей в одной иконе очень характерно для иконописцев конца XVII — начала XVIII в.
Изображение на одной иконе пророка Самуила и святого Андрея Критского, вероятно, определено их выдающимся значением как учителей и гимнотворцев. Пророк Самуил, последний и знаменитейший из судей израилевых (XI в. до н. э.), избавил народ свой от ига филистимлян. Благодаря покаянию всего народа перед Богом в Масифе, он настолько поднял дух израильтян, что враги вскоре были разбиты. Ученики Самуила совершали торжественные процессии с музыкой и пением во славу Божию. На иконе пророк Самуил изображен с темно-синим рогом в правой руке и развернутым свитком в левой — на нем начертано пророчество о будущем Царстве Христа.
Святитель Андрей Критский (VII в.) прославился как создатель новой литургической формы — канона. Ему принадлежит Великий покаянный канон.
Мария Федосеева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 241.
Выставки: «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа
Надпись вдоль нижнего края: «Писан си о(браз) 1707 год(у)»
Раскрыта в 1972 в ГРМ Ю. Г. Бобровым
Показать полный текст* Долгая жизнь иконы, ее сложная и запутанная судьба отразились в названиях образа, который в разные периоды почитания именовался то «Эфесским», то «Корсунским», то «Полоцким», то «Торопецким». Трудно сказать, какое из них в полной мере отражает историю памятника, а какое связано лишь с легендарными преданиями о нем. Название «Торопецкая» напоминает о месте последнего пребывания иконы в городе Торопце, где в XVII в. специально для нее был выстроен собор во имя Корсунской Богоматери. Местное церковное сказание относит появление там чудотворного образа к 1239 г. и связывает его с венчанием Александра Невского. В сказании говорится, что полоцкий князь Брячислав, выдавая свою дочь замуж, благословил ее чудотворной иконой «Богоматери Эфесской», которую после венчания якобы так и оставили в Торопецком соборе. В свою очередь, и полоцкая святыня имела древнюю историю. О ней известно из жития преподобной Евфросинии Полоцкой, задумавшей для основанного ею нового монастыря получить одну из трех знаменитых икон Богоматери письма святого евангелиста Луки — а именно ту, которая находилась тогда в Эфесе. Текст жития сохранил рассказ о миссии, посланной Евфросинией в середине XII в. к византийскому императору Мануилу I и патриарху Луке Хризовергу, и их согласии отдать чудотворный образ (а скорее всего, сделанную с него копию); о перенесении его сначала в Константинополь, а затем в Полоцк. Благодарная Евфросиния богато украсила полученную икону серебром и драгоценными камнями и установила обычай носить ее по церквам Полоцка «всякий вторник».
О дальнейшей судьбе эфесской иконы нам ничего не известно. По одной версии, после разгрома Полоцка войсками Стефана Батория в середине XVI в. она была перенесена в уцелевший Софийский собор и прославилась там под именем «Богоматери Полоцкой», по другой — перенесена в Торопец бежавшими туда монахами. Следует, однако, признать, что древний образ середины XII в., известный по житию Евфросинии Полоцкой, не сохранился. Списком с него могла быть икона «Богоматерь Одигитрия», более известная теперь как «Богоматерь Торопецкая», стиль которой действительно сохранил черты древнего образа. Интересно, что в самом Торопце икону называли «Корсунской». Видимо, сам вид ее напоминал произведения византийско-греческой живописи. А поскольку композиция иконы не соответствовала иконографическому типу «Богоматери Корсунской», возникла новая легенда о ее «корсунском» происхождении. Полагали, что образ «Богоматери Эфесской» на пути из Константинополя в Полоцк в течение года простоял в одном из храмов древней Корсуни (Херсонеса).
Иконография иконы не вполне обычна для типа «Одигитрии»: младенец представлен не в строго фронтальной позе, а развернувшимся к Марии, что напоминает композиции «Богоматери Перивлепты» (см. ДРЖ-2059 кат. 84). Одежды Богоматери и Христа покрыты сплошной блестящей сетью золотых лучей — ассиста. Пронизывая всю живописную поверхность, они словно отражают вспышку нетварного света, выхватившего из темноты Марию и ее Божественного Сына и слившего их воедино. Образ созвучен словам торжественной службы иконе «Богоматери Одигитрии», творимой во вторник Светлой Пасхальной недели, где Богоматерь — «злата всякаго блистаема», «жилище Христово» — воспевается как «Храм соединения естеству». Такое «неизреченное соединение» и столь обильное сияние золотого ассиста не встречается ни на одной Богородичной иконе. Следует также иметь в виду, что в древности это была двусторонняя выносная икона, на оборотной стороне которой помещался образ святого Николы.
Ирина Шалина // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С.181.