Коллекция онлайн

Спас Смоленский со святыми Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским

Оклад с накладными венчиками и пластинами: серебро; чеканка, скань, эмаль. XVI век. Оклад: начало ХХ века


Возникновение иконографии Спаса Смоленского, вобравшей в себя очень древние традиции византийского и древнерусского искусства и ритуала, соотносится с событиями XVI столетия. В 1514 году русскими войсками был взят Смоленск, после чего над Флоровскими воротами Московского Кремля и появилась первая икона Смоленского Спаса. В 1521 году по молитве Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, упросивших, в видении старицы Воскресенского монастыря, других русских святых и саму Богоматерь о милости к москвичам, татарское войско Магмет-Гирея без боя ушло от стен Москвы.

Самым ранним из сохранившихся памятников этой иконографии является икона из Благовещенского собора Московского Кремля «Спас с притчами» середины XVI века. Изображение на иконе ангелов с покровенными руками и орудиями страстей вводит тему прообразования искупительной жертвы и позволяет утверждать, что одним из первоначальных источников нового извода послужила композиция с припадающими к ногам Христа сестрами Лазаря — Марфой и Марией (Бусева-Давыдова И. Л. «Бог посреде него»: о редкой иконографии Спаса Вседержителя // Искусствознание. 2003). Лаконизм и емкость иконографической схемы сделали ее одной из важнейших в развитии русской иконописи. Наиболее часто у ног Христа изображались, как и на иконе ГРМ, именно преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский. Впоследствии изображения припадающих Варлаама и Сергия заменялись изображениями других русских святых, например столь же почитаемых Зосимы и Савватия Соловецких. Во всех случаях основной темой оставалась тема патрональная, и образа подобного извода всегда подчеркивали и выражали идею небесной защиты и покровительства. Таким образом, Государственная дума поднесла Николаю II не просто прекрасно отреставрированную красивую древнюю икону, но произведение, связанное самым происхождением своим с драматическими событиями русской истории, с победами русского оружия и заступничеством Бога и подвижников Русской церкви за Москву и «святую Русь». Такое подношение как нельзя более соответствовало внутреннему духу и смыслу широкого празднования трехсотлетия царствующего дома в 1913 году. Ирина Сосновцева  // Электронный каталог «Святые земли русской». СПб. 2010. С. 73.

Преподобный Варлаам Хутынский (XII век) был сыном знатного новгородца. Оставив мирскую жизнь, он поселился в уединённом месте Хутынь близ Новгорода, где вёл суровую подвижническую жизнь. Со временем вокруг него собрались ученики, и был основан монастырь (Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь). Преподобный прославился даром чудотворений и прозорливости. Преподобный Варлаам преставился ко Господу 6 ноября 1192 года. Подробнее >>>

На обороте металлическая пластина с гравированной надписью: Государственная Дума || въ день празднованiя 300 л<тiя царствованiя || Дома Романо выхъ || 21 Февраля 1913 года Клеймо фирмы Я. Ф. Мишукова


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: