Преподобный Кирилл Белозерский, с житием в двадцати одном клейме
Москва. Начало XVI века
- Дерево, две сосновые доски, две врезные встречные шпонки, ковчег, паволока. 150,5 х 116,7
- ДРЖ-2741
Пост. в 1933 после экспонирования на выставке памятников древнерусской живописи в Германии, Австрии, Англии и США- Происходит из местного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря
-
Сведения о реставрации:
Раскрыта в 1928-1929 в ГЦХРМ Е.А. Домбровской
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Порядок клейм:
1. Пострижение святого Кирилла в Симоновом монастыре;
2. Беседа святого Кирилла со святым Сергием Радонежским;
3. Поставление святого Кирилла на священство;
4. Святой Кирилл оставляет симоновскую «архимандритию»;
5-6. Явление Богоматери святому Кириллу, святой Кирилл слышит глас и видит свет, указующий место будущего монастыря на Белоозере, уход святого Кирилла и Ферапонта из Симонова монастыря, святой Кирилл водружает крест на берегу Сиверского озера, сооружение кельи с помощью Авксентия и Матфея;
7. Чудо об Андрее, хотевшем поджечь келью святого Кирилла, приход делателей церковных;
8. Избавление святым Кириллом монастыря от пожара;
9. Приход к святому Кириллу посланцев князя Белевского;
10. Явление святого Кирилла во сне князю и княгине Белевским с известием о рождении наследника;
11. Чудо святого Кирилла об умножении служебного вина;
12. Чудо святого Кирилла об умножении монастырских хлебов во время голода;
13. Спасение рыбаков от потопления на озере;
14. Чудо о монахе Далмате, оживленном молитвой святого Кирилла для причастия;
15. Явление Богоматери и святого Кирилла во сне боярину Роману Александровичу;
16. Исцеление от слепоты княгини Карголомской и некоей жены, узревшей книгу в руках святого Кирилла;
17. Пророчество святого Кирилла Христофору о своей смерти и грядущем море в монастыре;
18. Прощание святого Кирилла с братией и благословение своего преемника Иннокентия;
19. Погребение святого Кирилла;
20. Явление святого Кирилла и священника Флора слуге Авксентию;
21. Исцеления у гроба святого Кирилла, видение святого Кирилла неким старцем перед приездом в монастырь князя Михаила Андреевича Верейского.
Является древнейшим среди сохранившихся и, по-видимому, первым житийным образом святого Кирилла. В ее основу положена пространная редакция жития, созданная Пахомием Сербом, за текстом которого иконописец следует достаточно точно. Однако в выборе сюжетов угадывается самостоятельная, глубоко продуманная программа, по своей значимости сопоставимая с трудом агиографа. Главной темой житийного цикла иконы является прославление монашеского служения и подвигов Кирилла. Рассказ о жизни святого начинается не с традиционной сцены его рождения, а с пострижения в Симоновом монастыре и беседы с Сергием Радонежским, воспринятых как истинное начало жизненного пути монаха. За границами повествования сознательно оставлен домонашеский период жизни святого – рождение и жизнь в доме Тимофея Вельяминова. Для иллюстрирования жития святого избраны только те события, которые отражают труды Кирилла по созиданию нового монастыря, чудотворную силу молитвы и пророческий дар преподобного. В клеймах неоднократно представлена Богоматерь, оказывавшая неизменную помощь отданному под ее покровительство монастырю. Икона постоянно находилась в местном ряду Успенской церкви. Рядом в южной стене собора была дверь, через которую проходили в гробницу святого. Без сомнения, этот монументальный образ с крупными клеймами вместе с гробницей, заключавшей в себе раку над мощами с возложенными на нее покровами, мыслился как единый мемориальный ансамбль. В XVI веке для иконы был сделан серебряный оклад с драгоценными камнями, она имела несколько подвесных пелен. И. Д. Соловьева // Святая Русь / Альманах. Вып. 302. СПб: Palace Editions, 2011. С. 121.
Основная литература: Дионисий в Русском музее. К 500-летию росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря. СПб, 2002. С. 84–88.