Богоматерь Голубицкая (Коневская)
ХVI век, записи ХIХ века
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
В основе композиции – тип "Богоматери Одигитрии", но младенец развернут в сторону от Марии и держит в одной руке голубя, связанного за ножки нитью, конец которой в его другой руке. Характерны одежды Христа – белая рубашечка и киноварный хитон, а также белый плат Богородицы, переброшенный через плечо. Эта устойчивая, сохранявшаяся на протяжении нескольких столетий композиционная схема позволяет предполагать единый прототип и определенное догматическое содержание образа. Поскольку его отличительной особенностью является птица (чаще всего голубь), очевидно, что ей придавалось важное символическое значение. Голубь, по закону Моисееву, был чистой птицей и предназначался для ветхозаветных жертвоприношений. Мария на сороковой день после рождения Христа "для его искупления" должна была принести агнца и двух птенцов голубиных. Будучи бедной, она пожертвовала лишь голубей, а жертвенным агнцем был ее Божественный Сын. Голубь на иконе мог напоминать о прообразовательной связи Ветхого и Нового Заветов и соотношении соответствующих им жертв.
Образ Богоматери византийскими богословами уподоблялся святой трапезе, престолу, жертвеннику. На иконах "Богоматери Голубицкой" это уподобление передано чисто художественными средствами: красные одежды Богородицы и ее белый плат, так же как красный хитон Христа и его белая (жертвенная) рубашечка, ассоциируются с литургическими тканями, покрывающими церковный алтарь. Мария здесь – и храм, и жертвенник для агнца Христа. А голубь – символ его очищающей жертвы, искупляющей грехи человеческие (Лк 2: 22–24). Привязанная на нитке птица могла уподобляться привязанной ко греху душе человека, которой, согласно Ансельму Кентерберийскому, Иисус сострадает, которую жалеет и которую он может освободить. Нить, которой привязана птица, говорит о смирении и покорности: "смиренной, покорной голубкой" называет Протоевангелие Иакова Марию, покорным и смиренным называет Евангелие самого Христа. В текстах средневековых бестиариев Христос прямо уподобляется голубю, как объединивший своей кровью человечество (о других символических значениях этой композиции см. ДРЖ-1112).
Известие о появлении на Руси первой "голубиной" иконы относится к концу ХIV в. Согласно житию преподобного Арсения, он принес ее с Афона как благословение на создание нового Богородичного монастыря на острове Коневец. Получив на Руси название "Голубицкой", или "Коневской", эта чудотворная икона, дошедшая до нас лишь в копии начала XVI в., и стала прототипом русских икон. Представленный здесь образ является списком XVI в., сделанным в "меру и подобие" чудотворной иконы. Особое значение ее культ приобрел в новгородских и московских землях в конце XVI – начале XVII в., когда святыня в связи с разорением шведами Коневецкого монастыря находилась в Новгороде.
Ирина Шалина // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 205.