Богоматерь Голубицкая (Коневская)
Греческий мастер. Около 1592
- Дерево, левкас, темпера. 36 х 30,8 х 2,3
- ДРЖ-1112
Пост.: 1898 из ИАХ; ранее – в 1860 подарена Хиландарским игуменом Софронием П. И. Севастьянову; в 1860 в составе его коллекции оказалась в ИАХ- Вклад архиепископа Арсения Элассонского в Хиландарский монастырь
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Об иконографии и значении образа см. ДРЖ-2766.
Образ относится ко времени наибольшего распространения икон "Богоматери Коневской". Заказчик иконы архиепископ Элассоны и Димоника Арсений (1550–1626) хорошо известен в русской истории. В 1588 г. в составе посольства он принял участие в поставлении первого русского патриарха и по разрешению царя остался в Москве. Будучи архиепископом Архангельского собора, принимал активное участие в событиях царства Бориса Годунова и последовавшего затем Смутного времени. Во время осады поляками Москвы удостоился видения преподобного Сергия Радонежского, предсказавшего ему скорое ее освобождение. Молитвенником земли русской называли его современники. Прославился благотворительностью и строительством многочисленных храмов и монастырей. Живя в России, Арсений не переставал поддерживать тесные отношения с православным Востоком. Большую известность получил он и своими многочисленными дарами и вкладами в монастыри родной Фессалии и Св.Земли. Наибольшее число посланных на Восток икон, в том числе и "Богоматери Голубицкой", приходится на 1592 г., когда в Москву приезжал Хиландарский архимандрит, собиравший милостыню для афонских монастырей.
Вкладные греческие надписи и Голгофский крест на обороте иконы, написанные, видимо, рукой самого Арсения: Матерь-дева, смиренную мольбу прими от раба твоего Арсения жалкого и архиепископа трона Елассоны и Димоника; Смиренный архиепископ Елассоны Арсений посылаю эту икону в Хиландарский монастырь ради спасения моей души. Из Москвы Великой России 7100 [1592] – свидетельствуют, что она предназначалась как вклад "на помин и ради спасения души". Следовательно, образ "Богоматери Голубицкой" имел еще и поминальное значение. Определенную роль играло здесь изображение голубя, издавна и у многих народов связанного с заупокойным культом. Его изображение часто встречается на раннехристианских намогильных плитах как надежда для души умершего на обретение Царствия Небесного. Образ души, свободной, освобожденной от земных уз, "отлетевшей яко птица", пронизывает все средневековое искусство.
Стилистические особенности письма позволяют говорить о работе греческого мастера. Иконография также не типична для русских "Голубицких" икон: отсутствует столь характерная ее деталь, как белый плат под мафорием Марии, а голубь изображен с нимбом. Ирина Шалина // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 206.