Коллекция онлайн

Богоматерь Одигитрия на престоле, в 40 клеймах

Семен Спиридонов Холмогорец (1642 – 1694/95) Холмогоры. 29 декабря 1687 (дата – из летописи иконы). 1687

  • Дерево, левкас, темпера. 169,5 х 137 х 4
  • ДРЖ-2894

  • Пост.: 1958 из Ярославского областного художественного музея

  • Происходит из церкви Николы Мокрого в Ярославле

Царские атрибуты Богоматери и младенца, изображенных в среднике, арка над престолом, издревле считающаяся символом Рая, свидетельствуют о стремлении художника представить Марию в образе Царицы Небесной, во всем величии ее неземной славы. Икона занимала очень важное место в иконостасе храма – первое слева от Царских врат – и, соответственно, играла значительную роль в богослужении. Видимо, поэтому сюжеты цикла клейм сгруппированы в соответствии с литургическими эпитетами Девы, отражающими основные догматы учения церкви о Богородице. Этому же замыслу подчинен выбор молитв текстовой рамки, отделяющей средник от цикла клейм. Сцены верхнего регистра клейм передают идеи Богоматеринства и Приснодевства. Клейма нижнего ряда, иллюстрирующие молитвенные песнопения – "похвалы", свидетельствуют, что Богородица – превыше святых и всех сил небесных.

Особое внимание художник уделил догмату о покровительстве Богородицы роду человеческому. Он отражен в наибольшем количестве сцен (занимающих оба вертикальных ряда клейм). Ряд особенностей этого цикла позволяет понять, что художник стремился отразить важнейшие современные события, свидетельствующие о благоволении Пречистой Девы именно к Руси. Эпизоды из истории Киева XI в., вопреки хронологической последовательности, перемещены в центр вертикальных рядов и предшествуют чудесам VI – VII вв. Выделенные местоположением сцены повествуют об устройстве Киево-Печерского монастыря и принесении в обитель иконы "Успение" как залога покровительства и защиты Богоматерью Киева и всей Руси. Впоследствии культ "Успения" играл в русской культуре важную градозащитную роль.

В клеймах иконы наиболее часто изображен образ "Богоматери Одигитрии", которая являлась палладиумом Константинополя и Москвы, обеспечивавшим победу над врагами. В соответствии с этим выбраны и молитвы текстовой рамки – воскресный Богородичен, говорящий о вере людей в помощь Пречистой Девы, и кондак, восхваляющий ее как защитницу от врагов. Важно отметить, что между киевскими сюжетами помещена сцена "Похвалы Богородице". Данные и некоторые другие черты иконы созвучны важным государственным событиям, происшедшим незадолго до ее написания: в 1686 г. русское правительство добилось от константинопольского патриарха передачи киевской митрополии под власть Москвы, в честь чего в столице были устроены торжества, описанные в "Летописи 1686 г."; а при подписании вечного мира с Польшей, в тот же год, Россия окончательно получила во владение Киев и другие русские земли.

Художественные особенности позволяют считать икону программным произведением позднего периода творчества Холмогорца. В ней сконцентрированы и получили завершение почти все черты, характеризующие данный этап деятельности мастера: усиление черных контуров, сухость рисунка, упрощение живописной моделировки, большая плоскостность изображения, приводящие к дальнейшей измельченности форм, более свободной композиции, к ограниченному использованию цветного лака. Цветовая гамма здесь реше- на либо на контрастном противопоставлении цветовых пятен, либо на множестве тонов одного-двух цветов. Нина Турцова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 109.

Выставки:  «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: