Коллекция онлайн

<...> образ «Богоматери Одигитрии» — наиболее торжественный и иератический тип Богородичных икон. Среди икон «Богоматери Одигитрии» встречаются варианты поясных композиций и в рост, но каждый из них имеет и множество своих иконографических схем. Наиболее распространенной является композиция со строго фронтальной позой младенца, подчеркивающая высокое царское достоинство Матери и Сына. Младенец Христос держит в левой руке свернутый свиток, а правой — благословляет. Богоматерь изображена с легким наклоном головы, чуть повернутой вправо к младенцу и поддерживающей его левой рукой. Предполагают, что прототип таких икон восходит к древнему константинопольскому образу Богоматери, почитавшемуся в монастыре Одегон.

Само название «Одигитрия» (греч. — путеводительница) связывают как с чудесами прозрения слепых у образа, так и с происхождением иконы из монастыря Одегон. Перевод можно объяснить догматическим содержанием образа, выраженным жестом руки Марии, указывающей на Христа как на истинный путь спасения, чему соответствуют слова русской службы. «Радуйся, Богородице Одигитрие, всех и всегда наставляющи верных шествовати по всякому пути спасительному». Такими иконами благословляли по традиции на дальний путь. По преданию, в 1045 году греческий император Константин IX Мономах, выдавая свою дочь Анну за переяславского князя Всеволода Ярославича (сына Ярослава Мудрого), благословил ее в путь иконой «Одигитрии». Это первое упоминание о привезенном на Русь греческом образе с таким изображением. Самый ранний среди сохранившихся древнерусских образцов этого типа представлен фреской XII века в башне Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде. Достаточно широкое распространение иконы «Одигитрии» получили в искусстве XIV века: об этом свидетельствуют значительное число византийских и балканских памятников, а также русские варианты этой иконографии. Ирина Шалина. Иконопись // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...» СПб, 1995. С. 147.

Иконы «Богоматери Одигитрии» служили прообразом грядущих страданий Христа, поскольку он представлялся на них в виде Эммануила — емкого символа воплощения и искупительной жертвы Господа.

В еще большей степени страстная символика была свойственна тому варианту «Одигитрии», в котором младенец изображался развернувшимся в сторону Матери. В русской иконографии ему соответствовали иконы типа «Богоматери Тихвинской» (ДРЖ-2498, ДРЖ Б-227), «Иерусалимской» (ДРЖ-2097), «Шуйской» (ДРЖ-1475) и «Грузинской», подобной им, но в зеркальном переводе (ДРЖ-3073, ДРЖ-1317, ДРЖ-3114, ДРЖ-2932). Ирина Шалина. Иконопись // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...» СПб, 1995. С. 148.

О том, какое важное значение придавала Церковь Богородичному образу, свидетельствует служба праздника Торжества Православия, установленного в первое воскресенье Великого поста в честь победы над иконоборчеством и восстановления иконопочитания. Главными иконами праздника, непосредственно связанными с богослужением этого дня, стали парные образы «Спаса Нерукотворного» и «Богоматери Одигитрии», как наиболее полно отражающие истину Боговоплощения, основного догмата христианской веры. Ирина Шалина. Иконопись // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...» СПб, 1995. С. 144.


Все произведения
Период:

Всего: 6
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Богоматерь Одигитрия Смоленская
Богоматерь Одигитрия Смоленская
Конец XIV века
Богоматерь Одигитрия
Богоматерь Одигитрия
Конец XIV – начало XV века
Богоматерь Одигитрия
Богоматерь Одигитрия
Около 1502–1503
Богоматерь Одигитрия Смоленская
Богоматерь Одигитрия Смоленская
Середина XVI века
Венчики и цата на икону «Богоматерь Одигитрия»
Венчики и цата на икону «Богоматерь Одигитрия»
Вторая половина XVII века
Пелена «Богоматерь Одигитрия (Казанская)»
Пелена «Богоматерь Одигитрия (Казанская)»
Середина XVII века
Шедевры

Всего: 1
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Богоматерь Одигитрия
Богоматерь Одигитрия
Около 1502–1503
Рекомендуем

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: