Богоматерь Одигитрия
<...> образ «Богоматери Одигитрии» — наиболее торжественный и иератический тип Богородичных икон. Среди икон «Богоматери Одигитрии» встречаются варианты поясных композиций и в рост, но каждый из них имеет и множество своих иконографических схем. Наиболее распространенной является композиция со строго фронтальной позой младенца, подчеркивающая высокое царское достоинство Матери и Сына. Младенец Христос держит в левой руке свернутый свиток, а правой — благословляет. Богоматерь изображена с легким наклоном головы, чуть повернутой вправо к младенцу и поддерживающей его левой рукой. Предполагают, что прототип таких икон восходит к древнему константинопольскому образу Богоматери, почитавшемуся в монастыре Одегон.
Само название «Одигитрия» (греч. — путеводительница) связывают как с чудесами прозрения слепых у образа, так и с происхождением иконы из монастыря Одегон. Перевод можно объяснить догматическим содержанием образа, выраженным жестом руки Марии, указывающей на Христа как на истинный путь спасения, чему соответствуют слова русской службы. «Радуйся, Богородице Одигитрие, всех и всегда наставляющи верных шествовати по всякому пути спасительному». Такими иконами благословляли по традиции на дальний путь. По преданию, в 1045 году греческий император Константин IX Мономах, выдавая свою дочь Анну за переяславского князя Всеволода Ярославича (сына Ярослава Мудрого), благословил ее в путь иконой «Одигитрии». Это первое упоминание о привезенном на Русь греческом образе с таким изображением. Самый ранний среди сохранившихся древнерусских образцов этого типа представлен фреской XII века в башне Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде. Достаточно широкое распространение иконы «Одигитрии» получили в искусстве XIV века: об этом свидетельствуют значительное число византийских и балканских памятников, а также русские варианты этой иконографии. Ирина Шалина. Образ Богоматери в прославленных и чудотворных иконах (списки, изводы, сказания) // «Пречистому образу Твоему поклоняемся... ». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 147.
Иконы «Богоматери Одигитрии» служили прообразом грядущих страданий Христа, поскольку он представлялся на них в виде Эммануила — емкого символа воплощения и искупительной жертвы Господа.
В еще большей степени страстная символика была свойственна тому варианту «Одигитрии», в котором младенец изображался развернувшимся в сторону Матери. В русской иконографии ему соответствовали иконы типа «Богоматери Тихвинской» (ДРЖ-2498, ДРЖ Б-227), «Иерусалимской» (ДРЖ-2097), «Шуйской» (ДРЖ-1475) и «Грузинской», подобной им, но в зеркальном переводе (ДРЖ-3073, ДРЖ-1317, ДРЖ-3114, ДРЖ-2932). Там же. С. 148.
О том, какое важное значение придавала Церковь Богородичному образу, свидетельствует служба праздника Торжества Православия, установленного в первое воскресенье Великого поста в честь победы над иконоборчеством и восстановления иконопочитания. Главными иконами праздника, непосредственно связанными с богослужением этого дня, стали парные образы «Спаса Нерукотворного» и «Богоматери Одигитрии», как наиболее полно отражающие истину Боговоплощения, основного догмата христианской веры. Там же. С. 144.