Коллекция онлайн

Богоматерь Знамение и избранные святые пророк Илия, Никола, Иоанн Предтеча

Новгород. Вторая половина XV века

  • Дерево, левкас, темпера. 26,2 х 24 х 3,5
  • ДРЖ-2901

  • Пост.: 1959

  • Происходит из Никольской церкви села Вегорукса Медвежегорского района Карелии

Центральная часть складня, боковые створки которого утрачены. Живописные иконы-складни, или, как их называли в древности, "створцы", были широко распространены в Древней Руси. Их помещали на полках в красных углах домов и в домашних молельнях. Складни сопровождали своих владельцев во время различных поездок и в ратных походах, заменяя иконостас. Часто они вкладывались в храмы и монастыри.

По своей иконографии средник складня принадлежит к очень распространенному в иконописи Новгорода и находившихся под его влиянием северных земель типу икон с изображением избранных святых, предстоящих Богоматери с образом Предвечного младенца на груди. Изображение Богоматери и Спаса Эммануила в иконографии "Знамение" на иконах с этой композицией истолковывается как выражение покровительства чудотворного образа Новгороду Великому и его жителям. Вместе с тем, композиция складня заключает в себе и более широкий смысл. Богоматерь с воздетыми в молении руками олицетворяет Церковь, являющую миру Мессию, приход которого был предсказан ветхозаветными пророками.

Этот символический образ объединяет в едином замысле Божественного домостроительства Ветхий и Новый Заветы, которые олицетворяют представленные в нижнем регистре иконы фигуры избранных святых. Пророки Илия и Иоанн Предтеча принадлежали к числу наиболее почитаемых на Руси. Илия чтился как отшельник и аскет, непреклонный обличитель отступников веры, которому в пустыне вещал Бог (3 Кн. Цар. 19: 9–18). За свою стойкую веру и праведную жизнь Илия был вознесен живым на небо; Христос беседовал с пророком во время Преображения на горе Фавор (Мф 17: 3). Его образ трактовался как ветхозаветный прообраз Иоанна Предтечи (Лк 1: 17).

Иоанн Предтеча являл собой трагический образ пророка, стоящего на грани Ветхого и Нового Заветов, пришедшего в мир, чтобы не только возвестить рождение Спасителя человечества, но и своей мученической смертью предшествовать ему. Главным в его пророческом служении было неизменно призывать к покаянию и следованию за Христом. Представить христианскую Церковь призван прославленный мирликийский епископ и чудотворец Николай – предстатель перед Богом за род человеческий, помощник в бедах, хранитель путешествующих, быстрый заступник при любой несправедливости. Культ Николы был широко распространен во всех слоях общества Древней Руси. Этот святой чтился столь высоко, что культ его по своему значению приближался к почитанию Христа и Богоматери. Ирина Соловьева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 217.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: