Коллекция онлайн

Икона Божией Матери, именуемая "Знамение", изображает Пресвятую Богородицу, сидящую с молитвенно поднятыми руками. На Ее груди, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. Иконы Божией Матери, известные под именем "Знамение", появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

Русская Православная Церковь празднует день иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение», 10 декабря.

 

Кульминацией всех знамений Ветхого Завета о Деве Марии считается пророчество Исайи: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14). Эти слова, возвещенные Исайей дому Давидову о продолжении его рода, сохранении царства и происхождении из него Спасителя Мира, стали основой одного из самых распространенных типов Богоматери с младенцем. Выраженный пророком столь кратко и ясно, важнейший догмат христианства о воплощении Бога Девой, и после зачатия сохранившей свое девство, определил емкую иконографическую формулу этого изображения. Его название «Богоматерь Знамение» отражает божественный характер знамения, подтверждающего истинность слов пророка. А сам образ Марии, у которой на груди диск с изображением Христа Эммануила — Воплотившегося Логоса — воспринимается как печать истинности события, уже совершившегося. Ирина Шалина. Иконопись // «Пречистому образу Твоему поклоняемся... ». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 56.

Одним из самых древних византийских образов Богоматери был тип иконы «Богоматерь Великая Панагия». В Византии с ним связывали константинопольский чудотворный образ «Богоматерь Никопея», ставший палладиумом византийского императорского дома. По-видимому, первоначально это было изображение Марии, представленной в рост и держащей перед грудью щиток с образом благословляющего Спаса Эммануила. Возникшие на его основе изображения «Богоматери Кириотиссы» и другие сохраняли его главные иконографические черты. Являясь зримым образом пророчества Исайи (7: 14), образ стал одной из наиболее емких изобразительных формул Воплощения Христа.

На Руси к этому иконографическому типу принадлежала знаменитая новгородская икона «Богоматерь Знамение» (Софийский собор, Великий Новгород). Композиционные особенности иконы: воздетые руки Богоматери Оранты и сфера с поясным изображением благословляющего Спаса Эммануила придавали ее содержанию определенный догматический смысл. Являясь иллюстрацией догмата Воплощения, образ Богородицы уподоблялся «Храму телесному» — вместилищу Божественной Премудрости Бога Слова. Последнее было тесно связано с главным духовным и политическим символом Новгорода — собором Святой Софии. Поэтому «Богоматерь Знамение» издавна служила государственной эмблемой Новгорода, ее изображения помещались на печатях новгородских архиепископов. Заключенное в круг, медальон или помещенное на щит, изображение Спаса, как и сама фигура Оранты, имело в средневековье охранительные функции, поэтому воспринималось как высшее небесное покровительство новгородцам, их защита. С этими представлениями связаны многочисленные чудеса, прославившие икону, и необычно широкое распространение ее иконографии: от точных «в меру и подобие» списков и копий святыни до изображения ее как новгородского символа на печатях, хоругвях, знаменах и иконах, созданных на территории земель древнего Новгорода (ДРЖ-2129, ДРЖ-2901, ДРЖ-1401, ДРЖ-1508). Ирина Шалина. Иконопись // «Пречистому образу Твоему поклоняемся... ». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 148-149.

С алтарным пространством храма более всего ассоциировался образ «Богоматери Знамение»: круглый медальон с изображением Спаса Эммануила, помещенный в лоне Богородицы, напоминал об изъятии из круглой просфоры евхаристической частицы — «агнца». Поэтому фресковое изображение «Богоматери Знамение» чаще всего помещалось в конхе жертвенника, где происходила проскомидия — первая часть литургической службы, на которой приготовлялось вещество для евхаристии. Образ «Богоматери Знамение» украшает все предметы литургической утвари — дискосы, потиры, тарели, лжицы, покровцы, воздухи, кадила (ДРТ-89, ДРТ-86, ДРТ-73, БК-3466, БК-3008, БК-2997, БК-3009, ДРД-398). Там же. С. 77.


Все произведения
Период:

Всего: 16
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Богоматерь Знамение и избранные святые пророк Илия, Никола, Иоанн Предтеча
Богоматерь Знамение и избранные святые пророк Илия, Никола, Иоанн Предтеча
Вторая половина XV века
Чудо от иконы «Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами)
Чудо от иконы «Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами)
Начало XVI века
Богоматерь Знамение
Богоматерь Знамение
XVI век
Богоматерь Знамение, Давид, Соломон, Вход в Иерусалим и Преображение
Богоматерь Знамение, Давид, Соломон, Вход в Иерусалим и Преображение
XVI век
Створка складня «Богоматерь Знамение»
Створка складня «Богоматерь Знамение»
XVI век
Богоматерь Знамение
Богоматерь Знамение
Конец XVI века
Богоматерь Знамение
Богоматерь Знамение
XVII век
Покровец «Богоматерь Знамение»
Покровец «Богоматерь Знамение»
1643
Богоматерь Знамение (Богоматерь Воплощение)
Родион Сергиев и Михаил Коровин
Богоматерь Знамение (Богоматерь Воплощение)
1654
Богоматерь Знамение, с деисусом и избранными святыми
Богоматерь Знамение, с деисусом и избранными святыми
Конец XVII — начало XVIII века
Потир
Потир
1698
Богоматерь Знамение, с Чудом от иконы «Знамение» в Новгороде
Богоматерь Знамение, с Чудом от иконы «Знамение» в Новгороде
Середина XVIII века
Александр Невский, Андрей Юродивый и Екатерина
Александр Невский, Андрей Юродивый и Екатерина
1812
Андрей Первозванный в предстоянии Богоматери Знамение
Андрей Первозванный в предстоянии Богоматери Знамение
30-е гг. XIX век
Богоматерь Знамение
Богоматерь Знамение
1899–1900
Шедевры

Всего: 1
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Чудо от иконы «Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами)
Чудо от иконы «Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами)
Начало XVI века
Рекомендуем

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: