Коллекция онлайн

Рождество Христово

Конец XVI– начало XVII в

  • Дерево, левкас, темпера. 179,8 х 155 х 4,5
  • ДРЖ-2923

  • Пост.: 1962

  • Происходит из Христорождественского собора в Каргополе

В основу сюжета "Рождества Христова" положены евангельские тексты (Мф 2: 1–18; Лк 2: 6–20), а также некоторые апокрифические сочинения, например, Протоевангелие от Иакова.

Помимо основного мотива "Рождества", иконописец включает дополнительные сцены, предваряющие главное событие и следующие за ним. Сложная иконографическая редакция прочитывается следующим образом: путешествие волхвов (дважды вверху), поклонение ангелов Младенцу, шествие в Вифлеем с юным Иаковом, явление ангела спящим волхвам, поклонение пастырей и волхвов (принесение даров), искушение Иосифа, Елизавета с младенцем Иоанном в пустыне, бегство в Египет, избиение младенцев.

Верхняя часть композиции с полулежащей в центре на красном ложе Богородицей уравновешенна и симметрична. В нижней ее части действие развивается из левого угла к центру: искушение Иосифа, поклонение волхвов младенцу Христу; бегство в Египет, плач матерей, спасающаяся в скале Елизавета с младенцем Иоанном. Драматическое напряжение событий, таким образом, передается через нарушение статичности в композиции, что станет особенно характерным явлением в XVII в.

Все изображения здесь имеют символический смысл. Пещера традиционно ассоциируется с рождающей Богоматерью и рождающей землей, ясли символизируют престол небесный, а корова и конь (по евангельским текстам – вол и осел) – херувимское предстояние Господу. Эти животные появляются в композиции, согласно пророчеству Исайи (1: 3). Мария Федосеева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 31.

Литература, публикации: Выставка новых поступлений. Древнерусское искусство. Каталог. Л. 1978. С. 3, 22. Кат. 35; Гунн Г. П. Каргополье-Онега. Изд. 2-е. М., 1989. С. 20-21; Древнерусское искусство. Выставка "Итоги экспедиций Музеев РСФСР по выявлению и собиранию произведений древнерусского искусства". Каталог. Авт.вст.ст. Э.С.Смирнова, ред. В.К.Лаурина и Э.С.Смирнова. Л.- М. 1966. С. 38. Ил. 21 (фрагм.); "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 30-31. Кат. 17. Ил. на с. 30 (фрагмен; Смирнова Э. С. Живопись древней Руси. (Находки и открытия). Л., 1970. Кат. 51, 52; Смирнова Э. С. Претворение в экспедиционной деятельности музея ленинских декретов об охране памятников искусства // Научная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения в. И. Ленина 25-27 мая 1970 г. Тезисы докладов. Л., 1970. С. 34


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: