Коллекция онлайн

Спас Нерукотворный

Икона из Деисусного чина. XVII век


Икона, наряду с иконами Иоанн Предтеча (ДРЖ-2237), Богоматерь (ДРЖ-2236) и Архангел Гавриил (ДРЖ-2239), входит в состав шестифигурного миниатюрного деисусного чина. Его вложил в Александро-Свирский монастырь, согласно надписи на тыльной стороне центральной иконы с изображением Спаса Нерукотворного, торговый человек, житель Никольского погоста на реке Ояти Иван Иванович Долгов. Русские монастыри. Искусство и традиции. СПб. 1997. С. 77.

На зеленом шелке с тыльной стороны надпись: «Сие моление Иоанна Иоаннова сына Ерославца дано въ домъ чюдотворцу // а писанъ на древе чинаре».

Реставрирована в ГРМ после 1952, в 2018 полностью — И. А. Ратниковым

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Щит иконы из одной доски, коробление незначительное. На тыльной стороне “рубашка” из тонкой ткани. На лицевой стороне небольшие отставания грунта от основы. Вмятины и небольшие утраты грунта по всей поверхности. Кракелюр грунта и красочного слоя иконы. Красочный слой имел утраты до грунта и потёртости. Позолота с многочисленными утратами до грунта и нижележащего слоя. Покровный слой толстый, сильно потемневший, многочисленные сгрибленности и затёки вдоль краев иконы. Потемневший покровный слой затруднял восприятие живописи иконы. На покровном слое были видны неравномерные глянцевые полосы, предположительно оставшиеся после старого укрепления. Остатки старых бумажных заклеек. На лицевой стороне оклад, венцы.

Комплекс проведенных мероприятий:

В процессе реставрации остатки старых профилактических заклеек были аккуратно удалены под микроскопом. Отставания грунта и красочного слоя от основы укреплены. Сначала было выполнено пробное утоньшение покровного слоя под микроскопом,  с использованием микроскальпелей. Выявилось хорошее состояние красочного слоя и позолоты. Затем покровный слой утоньшался по всей поверхности иконы под микроскопом, с помощью микроскальпелей. С особой тщательностью выполнялось утоньшение покровного слоя на убрусе, так как он выполнен алым лаком, на котором сверху лежит изображение орнамента из позолоты. После раскрытия открылся авторский красочный слой и позолота в хорошем состоянии. Утраты красочного слоя до грунта и потёртости красочного слоя тонированы акварелью в технике пуантель. Лицевая сторона иконы покрыта реставрационным лаком.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 44.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: