Коллекция онлайн

Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре

Север. Вторая половина XVI века

  • Дерево, паволока, левкас, темпера. 87,0 х 64,2 х 3,7
  • ДРЖ-2957

  • Пост. в 1962 г. из Вытегорского краеведческого музея

  • Происходит из церкви села Замошье Вытегорского района Вологодской области
  • Сведения о реставрации:

    Частичное раскрытие: Ярыгина И.В. (1966)
  • Полное раскрытие: Попова Г.Н. (1978)

Икона посвящена распространенному в новгородских и северных землях сюжету, получившему условное название «Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре». Почитание целителей-мучеников — близнецов Флора и Лавра, которым в народе было принято молиться об «избавлении от падежа конского» — продолжало византийскую традицию, но литературный источник самого сюжета, существовавшего в таком виде лишь на Руси, неизвестен. Сложению его способствовало предание об открытии мощей святых, сопровождавшемся прекращением падежа скота, а также молитвы («…всечестные братья Флор и Лавр, услышьте всех притекающих к вашему заступлению, и как при жизни вашей вы исцеляли коней, так и теперь избавляйте их от всяких недугов»). <...>

Непосредственное влияние на композицию оказал особый характер дня их памяти — 18 августа, называвшегося в народе «лошадиным», когда устраивались торжественные празднества в честь животного, издавна почитавшегося на Руси священным. В день Флора и Лавра было запрещено не только работать, но и запрягать коней; их сытно кормили и гнали к реке на водопой и купание, расчесывали хвосты и гривы, вплетали в них разноцветные ленты, вели к церкви для «конной молитвы» и кропили святой водой.  Цит. по И. А. Шалина // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 208.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Отмечалось повсеместное шелушение красочного слоя, расслоение левкаса. Живопись оригинала была под толстым слоем неравномерной по толщине потемневшей олифы. Фон и поля иконы находились под слоем плотной записи.

Комплекс проведенных мероприятий:

Проведено сложное укрепление шелушащегося красочного слоя и хрупкого расслаивающегося левкаса. Применены многократные пропитка осетровым клеем малой концентрации с добавкой меда в качестве пластификатора, проглаживание теплым утюжком. Раскрытие иконы производилось с использованием компрессов с растворителем и последующей довыборкой скальпелем. Опушь иконы перекрыта двумя записями. Экспозиция компрессов варьировалась. Чистовая довыборка осуществлялась пемзовым карандашом. Небольшие утраты грунта восполнены. Тонировки выполнены акварелью, после чего поверхность иконы притерта мастичным лаком в смеси со скипидаром.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 42.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: