Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре
Север. Вторая половина XVI века
- Дерево, паволока, левкас, темпера. 87,0 х 64,2 х 3,7
- ДРЖ-2957
Пост. в 1962 г. из Вытегорского краеведческого музея- Происходит из церкви села Замошье Вытегорского района Вологодской области
-
Сведения о реставрации:
Частичное раскрытие: Ярыгина И.В. (1966) - Полное раскрытие: Попова Г.Н. (1978)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Икона посвящена распространенному в новгородских и северных землях сюжету, получившему условное название «Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре». Почитание целителей-мучеников — близнецов Флора и Лавра, которым в народе было принято молиться об «избавлении от падежа конского» — продолжало византийскую традицию, но литературный источник самого сюжета, существовавшего в таком виде лишь на Руси, неизвестен. Сложению его способствовало предание об открытии мощей святых, сопровождавшемся прекращением падежа скота, а также молитвы («…всечестные братья Флор и Лавр, услышьте всех притекающих к вашему заступлению, и как при жизни вашей вы исцеляли коней, так и теперь избавляйте их от всяких недугов»). <...>
Непосредственное влияние на композицию оказал особый характер дня их памяти — 18 августа, называвшегося в народе «лошадиным», когда устраивались торжественные празднества в честь животного, издавна почитавшегося на Руси священным. В день Флора и Лавра было запрещено не только работать, но и запрягать коней; их сытно кормили и гнали к реке на водопой и купание, расчесывали хвосты и гривы, вплетали в них разноцветные ленты, вели к церкви для «конной молитвы» и кропили святой водой. Цит. по И. А. Шалина // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 208.
Состояние сохранности до реставрации:
Отмечалось повсеместное шелушение красочного слоя, расслоение левкаса. Живопись оригинала была под толстым слоем неравномерной по толщине потемневшей олифы. Фон и поля иконы находились под слоем плотной записи.
Комплекс проведенных мероприятий:
Проведено сложное укрепление шелушащегося красочного слоя и хрупкого расслаивающегося левкаса. Применены многократные пропитка осетровым клеем малой концентрации с добавкой меда в качестве пластификатора, проглаживание теплым утюжком. Раскрытие иконы производилось с использованием компрессов с растворителем и последующей довыборкой скальпелем. Опушь иконы перекрыта двумя записями. Экспозиция компрессов варьировалась. Чистовая довыборка осуществлялась пемзовым карандашом. Небольшие утраты грунта восполнены. Тонировки выполнены акварелью, после чего поверхность иконы притерта мастичным лаком в смеси со скипидаром.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 42.