Покров, с избранными святыми
Новгород, северная провинция. XVI век
- Дерево, левкас, темпера. 85,3 х 84,2 х 3
- ДРЖ-2965
Пост.: 1962- Происходит из церкви в деревне Куржекса Вытегорского района Вологодской области
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Об иконографии см. ДРЖ-1557.
На иконе представлен традиционный новгородский извод "Покрова". Особенностью данной иконы являются изображенные на фоне средника святые. Появление на иконе изображений святых усиливает и дополняеют тему молитвенного предстояния, поскольку эти святые широко чтились как в самом Новгороде, так и в далеких северных провинциях. Святые представлены в рост, фронтально. Слева направо изображены: Никола (память 6/19 декабря и 9/22 мая), был особенно почитаем на Руси как заступник и скорый помощник в бедах; и Власий (память 11/24 февраля), по преданию, в молодости был пастухом и почитался как целитель и покровитель скота. Козьма и Дамиан (память их в один день – 1/14 ноября) – святые-бессребреники, врачевали душевные и телесные болезни. Святой воин Дмитрий Солунский (память 26 октября/8 ноября) изображен здесь как мученик, пострадавший за веру, в гиматии, хитоне и с крестом в руках; и неизвестный преподобный (имя не сохранилось); Параскева (память 28 октября/10 ноября) и Анастасия (память 29 октября/11 ноября) – как стойкие мученицы, пострадавшие за веру. В народе они считались покровительницами свадеб и брака, домашнего очага и женского труда, а также торговли и путников. Многое в почитании их образов связано с семантикой имен: имя Параскевы Пятницы не могло не ассоциироваться в сознании средневековых людей с событиями Страстной Пятницы, с Распятием и крестным подвигом Христа. Персонифицируя в ней этот день, церковь связывает образ святой с Богородицей, скорбящей у подножия Креста. Имя Анастасия (греч. – воскресение) напоминало и о воскресенье как дне недели, но, в первую очередь, ассоциировалось с Воскресением Христа, что и обусловило широкое почитание святой. Кроме того, по одной из существующих легенд, Анастасия отождествляется с Саломеей, омывавшей новорожденного Христа, а через праздник Рождества Христова образ Анастасии ассоциировался и с Богородицей. Алевтина Мальцева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 136.