Коллекция онлайн

Рождество Христово

Москва. Середина XVI века

  • Дерево, темпера. 94,7 х 76,4 х 3
  • ДРЖ-3170

  • Пост. в 1957

  • Происходит из праздничного чина иконостаса Успенского собора Большого Тихвинского монастыря

Две основные идеи праздника – величие свершившегося события, всеобщая радость и явление в мир Всемогущего Бога, ради спасения людей принявшего вид слабого беззащитного Младенца, Его „уничижение“ – пронизывают рождественскую службу. Черный цвет Вифлеемской пещеры, нависшей над Младенцем, и Его светящиеся белизной одежды напоминают о „мире, пораженном грехом по вине человека, в котором воссияло Солнце Правды“. Справа ангел благовествует пастуху о свершившемся чуде (Лк. 2, 10–11). По преданию, пастухи жертвенных животных первыми среди людей узнали о рождении Мессии, Который „взял на Себя все грехи мира“. Слушая благовествующего ангела, „очищенный уединением и тишиною“ пастух играет на свирели и словно наполняет все произведение тихой музыкой, сообщающей о великой радости обновления всего „тварного“ мира, который „воплотившееся Слово“ приводит к состоянию блаженства и покоя. Ирина Шалина // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 49.

„В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, / Записаться с Мариею, обрученною ему женою,
которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; / И родила Сына своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице“.
Иконография „Рождества Христова“ сложилась на основе текстов о рождении Христа Девой Марией, содержащихся в евангелиях (Мф. 1, 18–23; Лк. 2, 1–7), Протоевангелия Иакова, а также текстов Рождественской службы и некоторых апокрифических сочинений. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 47.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: