Рождество Христово
Москва. Середина XVI века
- Дерево, темпера. 94,7 х 76,4 х 3
- ДРЖ-3170
Пост. в 1957- Происходит из праздничного чина иконостаса Успенского собора Большого Тихвинского монастыря
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Две основные идеи праздника – величие свершившегося события, всеобщая радость и явление в мир Всемогущего Бога, ради спасения людей принявшего вид слабого беззащитного Младенца, Его „уничижение“ – пронизывают рождественскую службу. Черный цвет Вифлеемской пещеры, нависшей над Младенцем, и Его светящиеся белизной одежды напоминают о „мире, пораженном грехом по вине человека, в котором воссияло Солнце Правды“. Справа ангел благовествует пастуху о свершившемся чуде (Лк. 2, 10–11). По преданию, пастухи жертвенных животных первыми среди людей узнали о рождении Мессии, Который „взял на Себя все грехи мира“. Слушая благовествующего ангела, „очищенный уединением и тишиною“ пастух играет на свирели и словно наполняет все произведение тихой музыкой, сообщающей о великой радости обновления всего „тварного“ мира, который „воплотившееся Слово“ приводит к состоянию блаженства и покоя. Ирина Шалина // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 49.
„В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, / Записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; / И родила Сына своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице“.
Иконография „Рождества Христова“ сложилась на основе текстов о рождении Христа Девой Марией, содержащихся в евангелиях (Мф. 1, 18–23; Лк. 2, 1–7), Протоевангелия Иакова, а также текстов Рождественской службы и некоторых апокрифических сочинений. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 47.
Показать полный текстБогоматерь, опираясь на локоть, развернулась в противоположную от яслей с младенцем сторону – она словно отдыхает от свершившегося чуда. Его величие и торжественность, а равно и непостижимость акта вочеловечивания Бога подчеркнуты красным огненным ложем, обволакивающим Богоматерь. Образ значительной по размерам фигуры Марии противопоставлен крохотной фигурке спеленутого Христа, "умалившего Себя человек ради" (Фил. 2: 7).
Две основные идеи праздника Рождества – радость всего мира, вызванная явлением в мир Всемогущего Бога, и "истощение" Бога ради спасения людей, его "уничижение" – пронизывают всю Рождественскую службу. Над младенцем, словно высокая сень, нависла черная бездна Вифлеемской пещеры. Черный цвет ее и светящиеся белизной одежды Христа напоминают о "мире, пораженном грехом по вине человека, в котором воссияло Солнце Правды". Чрево пещеры как образ рождающей Земли здесь уподоблено родившему чреву Богоматери. Это сопоставление проходит через всю праздничную службу: " Дева днесь Пресущественного рождает, и земля вертеп Неприступному приносит". Одновременно пещера – и символ сокровищницы, в которой лежит "небесная жемчужина" – Христос. Но она – и место упокоения Христа: в ней положили его мертвое тело после смерти. Поэтому белые одежды младенца и его ясли напоминают одновременно о погребальных пеленах и каменном гробе.
Вол и осел как "чистые" жертвенные животные Ветхого Завета склонились над новозаветной жертвой – Христом. Тема поклонения продолжена в изображении трех коленопреклоненных фигур ангелов, покровенные руки которых выражают готовность принять святыню. Согласно рождественской стихире "что Ти принесем, Христе", они приносят спасителю пение. Это достаточно редкая иконографическая деталь, восходящая к иконам рублевского круга.
Вверху справа ангел благовествует пастуху о свершившемся чуде (Лк 2: 10,11). По преданию, стада, пасшиеся по дороге из Вифлеема в Иерусалим, предназначались для храмовых жертв. Поэтому пастухи жертвенных животных первыми среди людей узнали о рождении Мессии, который "взял на Себя все грехи мира". Сцена с пастушком, играющим на свирели и собирающим вокруг себя послушных овец, как будто изолирована от других композиций: здесь нет ни поклонения, ни "удивления и страха" перед случившимся. В то же время, красные одежды его, повторяющие цвет ложа Богоматери, приобщают его "таинству странному и преславному". Слушая благовествующего ангела, пастух, словно наполняет все произведение тихой музыкой, сообщающей о великой радости обновления всего "тварного" мира, который "воплотившееся Слово" приводит к состоянию блаженства и покоя.
Икона разделена на несколько пространственных зон. Самая удаленная от центра – Вифлеемская пещера. Здесь в уменьшенном, по сравнению с другими сценами, масштабе представлена группа всадников-волхвов, которым, согласно апокрифическим текстам, в момент зачатия Христа явилась на Востоке звезда. Волхвов считали языческими царями (Ис.60: 3; Пс. 71: 10), представителями трех возрастов человеческой жизни и трех рас Земли. Над вершиной горы, по которой спешат волхвы, из сегмента неба исходят три луча, направленные на младенца. Они символизируют свет путеводной вифлеемской звезды, вставшей над местом рождения Христа. Движению всадников вторит энергичный, указывающий на звезду жест ангела, образ которого, вероятно, восходит к словам Иоанна Златоуста о том, что под видом звезды, руководившей волхвами, был Ангел Господень. Звезда вообще ассоциировалась с приходом на Землю Мессии – Христа. Она указана в пророчестве Валаама: "Восходит звезда от Иакова" (Числ. 24: 17), а также в Откровении (22: 16), где Христос назван "звездою светлою и утреннею", озарившей землю светом евангельского дня.
Радостный характер великого христианского праздника передает яркий праздничный колорит иконы. Изрезанные лещадками и поросшие изящными травами и деревцами, разбегающиеся горки вызывают ассоциации с поэтическими образами песнопений: "Веселитеся, праведнии небеса, радуйтеся, взыграйте, горы, Христу Рождшуся" (стихира Андрея Иерусалимского).
Ирина Шалина // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 28-29.
Литература, публикации: Gates of Mystery. Treasures of Orthodoxy from Holy Russia. Intercultura, 1994. P. 225. Cat. 32. Il. p. 96-97; Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX века. СПб., 2000. С. 49. № 21; "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 28-29. Кат. 16. Ил. на с. 28