Святые князья Борис и Глеб
Новгород (?). XVI век
- Дерево, левкас, темпера. 116 х 82,5 х 2,5
- ДРЖ-3273
Пост. в 1994 из собрания Т. А. Лебедевой (Мавриной) в дар; ранее — в собрании В. М. Васнецова
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
В 1015 году по приказу своего старшего брата Святополка l Окаянного были убиты Борис и Глеб. Святополк после смерти отца стремился утвердиться на киевском великокняжеском престоле и опасался соперничества братьев. Первым от рук убийц пал Борис, князь ростовский. Далее, как гласит житие, был убит и князь муромский Глеб, «со слезами молился об отце и рате, не оказав сопротивления посланным к нему убийцам». Братья были причислены к лику святых Русской Православной Церковью. (В. Б.) Юность России в изобразительном искусстве из собрания Русского музея. СПб. 2012. С. 55.
В основе изображения Бориса и Глеба лежит устойчивый и один из самых распространенных в византийском искусстве иконографический тип парного портрета двух братьев, нередко совмещающего черты мучеников, воинов и князей. Подобные изображения продолжали традицию икон с братскими образами Сергия и Вакха, Козьмы и Дамиана, Флора и Лавра, или портретами святых, сходных по своему духовному подвигу, таких как мученики Георгий и Димитрий, апостолы Петр и Павел, мученицы Параскева и Анастасия, воины Феодор Стратилат и Феодор Тирон и так далее. В христианском мире такие пары являлись емким образом порядка и мироздания, разумно и гармонично устроенной Вселенной, духовной поддержки и долга сослужения. Они выражали мысль о братской любви мучеников, соединившей их ради любви к Богу, и восходили к лежащей в ее основе евангельской идее создания церкви на земле: «Ибо, где двое или трое собраны во имя мое, там Я посреди них» (Мф 18: 20), что в данном случае подтверждается изображением благословляющего братьев Бориса и Глеба поясного образа Спаса Эммануила — нетленной юной плоти, принесенной в жертву. В отличие от древнего надгробного изображения святых, где они были представлены строго фронтально, на рассматриваемой иконе Борис и Глеб чуть развернуты друг к другу, словно ведут тихую беседу, ищут во взаимной поддержке обретение равновесия и покоя. Старший из них, Борис, как бы наставляет юного Глеба, обращающегося к своему «милому брату и господину» с жестом открытой руки, означавшим смирение и принятие вести. Ирина Шалина // Электронный каталог «Святые земли русской». СПб. 2010. С. 22.
Антикварная реставрация XIX века. Реставрирована М. И. Тюлиным.