Коллекция онлайн

Воскресение – Сошествие во ад

Псков. Конец XIV - начало XV, XVI в.

  • Дерево, темпера. 81,3 x 65 x 3
  • ДРЖ-2120

  • Поступила в 1913 году из собрания Н.П. Лихачева

  • Происхождение неизвестно

Раскрыта в конце XIX – начале XX века до поступления в ГРМ; в 1934 году в ГРМ Н. И. Тюлиным.

Икона посвящена важнейшему событию евангельской истории — Воскресению Христа. Источниками для него послужили апокрифические сочинения: Евангелие Никодима, сочинения Епифания Кипрского, а также творения отцов церкви, богослужебные тексты, псалмы и пророчества Ветхого Завета. Согласно этим текстам, Христос после своей смерти сходит в преисподнюю, повергает Сатану, спасает праведников, смыв своей кровью первородный грех, и выводит их из сени смертной. Иконы с изображением «Сошествия во ад — Воскресения» акцентировали не только идею торжества Христа-Победителя над адом и радость Его Воскресения, но часто раскрывали смысл догмата о Воплощенном Логосе, Его искупительной жертве. «Сошествие» истолковывалось и как исполнение ветхозаветных пророчеств и видений о грядущем приходе обетованного Мессии. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 46.

Воскрешение — одна из главных тем древнерусского искусства. Сюжет иконы основан на идее Священного писания, что за искуплением грехов человеческих Спасителем последует воскрешение из мертвых. В апокрифическом Евангелии от Никодима повествуется о том, как после Распятия и погребения Христос, находясь телом в гробе, душой сошел во ад и, повергнув Сатану, извел из преисподней прародителей — Адама и Еву, и ветхозаветных праведников — пророков и праотцев, которые изображены по сторонам сияния Славы Христа, изображенной в виде овальной мандорлы.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: