Чудо Георгия о змие
Новгород. Вторая половина XV века
- Дерево, левкас, темпера. 58,5 x 43 x 3
- ДРЖ-2123
Поступила в 1937 году из Областного музейного фонда- Происходит из церкви в селе Манихино Волховского района Ленинградской области
-
Сведения о реставрации:
Реставрация:: Давыдов Н.Г., Сосин Я.В. (1937–1938)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Изображения Георгия-змееборца получили распространение на Руси с самого раннего времени. Однако если в домонгольском искусстве великокняжеской среды такой образ имел патрональный характер, то в эпоху государственности иконография воина-всадника, побеждающего змия, приобретает большое значение в религиозно-политической жизни страны. В XV веке именно он становится гербом Москвы, чеканится на московской монете, постепенно приобретая лаконичную геральдическую форму. Столь же широко Георгий-змееборец почитался в народной среде, где его имя ассоциировалось с храбрым воином («Егорий Храбрый»), защитником земли русской, выступавшим патроном земледельцев и скотоводов. С днями памяти святого в древнерусском календаре связаны многочисленные обычаи и обряды. По народным преданиям, Егорий на коне первым ступил на русскую землю, устроил ее, утвердил в ней «веру крещеную», взяв страну под свое покровительство. Данные представления определили популярность этого образа на Руси, особенно в северных и новгородских землях, откуда и происходит икона.
В ней представлена краткая иконографическая редакция одного из посмертных чудес святого о змие и девице. Образ Георгия-всадника, поражающего копьем змия, который извивается у входа в пещеру, соответствует кульминационному моменту чуда: единоборство совершается не самим воином, а волею Божией. Благословляющая десница простирается из небесного сегмента.
О принадлежности к первой половине XV века свидетельствуют как стлистические аналогии, так и высокий уровень живописи, отточенность художественного стиля, ориентирующегося на более ранние традиции (киноварный фон, на котором выделены фигуры, декоративность, звучная и локальная палитра немногочисленных контрастных цветов — яркой киновари, белого, черного и зеленого пигментов). В новгородском искусстве первой половины XV века икона занимает особое место благодаря обобщенности ее художественного языка, гармонии образного строя, отразившего глубинные пласты русского творчества, фольклорную мощь и эпическое содержание иконного образа.
И. А. Шалина. Заступники и наставники. Почитание святых на Руси и русские святые // Святая Русь. СПб, 2011. С. 192.
Христианский мученик Георгий, казненный во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане (правил с 284 по 305), был одним из самых почитаемых на Руси святых. Рука Божия, простирающаяся из правого верхнего угла иконы, — ключ к ее пониманию, ибо все свершается лишь волею Бога. «Дай через меня, — обращается Георгий ко Всевышнему, — благое знамение, повергни ужасное чудовище к ногам моим, да знают люди, что Ты повсюду со мной».
Изображение Георгия, поражающего дракона, стало эмблемой Москвы, а затем и Русского государства со времени первого великого князя московского Юрия Даниловича.