Уверение Фомы
Около 1500
- Дерево, левкас, темпера. 85 x 54 x 3,7
- ДРЖ-2737
Пост. в 1933 после зарубежной выставки 1929—1932; ранее — в собрании Румянцевского музея в Москве и в ГИМ- Происходит из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павлово-Обнорского монастыря
-
Сведения о реставрации:
Раскрыта до поступления в ГРМ, вероятно, между 1914 и 1929
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Творчество Дионисия, одного из самых прославленных художников Древней Руси, воплотило духовные и художественные искания своей эпохи и определило развитие основного течения русской живописи второй половины XV и начала XVI века. В северных вологодских землях, недалеко от Ферапонтова монастыря, была расположена Павлово-Обнорская обитель, из которой происходит икона Русского музея.
Сюжет иконы «Уверение Фомы» основан на евангельском тексте и входит в состав изображавшихся в праздничном ряду иконостаса. Православная церковь вспоминает это событие во вторую неделю по Пасхе, которую называют неделей Фомы или Фоминой. В песнопениях этой недели прославляется Воскресение Христа, утверждается истина Его Божества и человечества. На иконе Фома, желая удостовериться в истинности Воскресения Учителя, дотрагивается до Его ран. В его жесте и позе — благоговение, и страх, и восхищение. Его рука потянулась за рукой Христа, а силуэт спины как бы продолжает линию, начало которой — абрис согнутой руки Христа. Фома — под Его рукой, под Его властью, под Его милостивым и понимающим взглядом. Поза Фомы — признание: «Ты еси Господь и Бог мой». Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 51.