Коллекция онлайн

ок. 1440 – до 1508

Уверение Фомы

Около 1500

  • Дерево, левкас, темпера. 85 x 54 x 3,7
  • ДРЖ-2737

  • Пост. в 1933 после зарубежной выставки 1929—1932; ранее — в собрании Румянцевского музея в Москве и в ГИМ

  • Происходит из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павлово-Обнорского монастыря
  • Сведения о реставрации:

    Раскрыта до поступления в ГРМ, вероятно, между 1914 и 1929

Творчество Дионисия, одного из самых прославленных художников Древней Руси, воплотило духовные и художественные искания своей эпохи и определило развитие основного течения русской живописи второй половины XV и начала XVI века. В северных вологодских землях, недалеко от Ферапонтова монастыря, была расположена Павлово-Обнорская обитель, из которой происходит икона Русского музея.

Сюжет иконы «Уверение Фомы» основан на евангельском тексте и входит в состав изображавшихся в праздничном ряду иконостаса. Православная церковь вспоминает это событие во вторую неделю по Пасхе, которую называют неделей Фомы или Фоминой. В песнопениях этой недели прославляется Воскресение Христа, утверждается истина Его Божества и человечества. На иконе Фома, желая удостовериться в истинности Воскресения Учителя, дотрагивается до Его ран. В его жесте и позе — благоговение, и страх, и восхищение. Его рука потянулась за рукой Христа, а силуэт спины как бы продолжает линию, начало которой — абрис согнутой руки Христа. Фома — под Его рукой, под Его властью, под Его милостивым и понимающим взглядом. Поза Фомы — признание: «Ты еси Господь и Бог мой». Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 51.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: