Чудо Георгия о змие
Вологда. Конец XV – начало XVI в.
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Военные мотивы получили широкое распространение в русской культуре уже в период Средневековья, когда вместе с христианством Древняя Русь восприняла из Византии искусство иконописи. Православный пантеон включал целую армию святых воинов под водительством Архангела Михаила. Наибольшей популярностью пользовался Георгий Победоносец и связанная с ним легенда, согласно которой он побеждал дракона, символизировавшего язычество, и освобождал царевну — Церковь, которая предназначалась этому дракону в жертву. Образ великомученика Георгия, получивший в творчестве древнерусских мастеров лаконичное и совершенное выражение, со временем украсил высший военный орден Российской империи — орден Святого Георгия, Георгиевское знамя и герб Москвы. Павел Климов. Война глазами художника // Картины военной жизни... СПб. 2022. С. 6.
Святой Георгий — один из наиболее почитаемых святых в Древней Руси. Согласно его житию, он происходил из Каппадокии и принадлежал к знатному роду. За приверженность к христианской вере был подвергнут жестоким пыткам и казнен около 303 года. Сюжет иконы основан на текстах сказаний, получивших распространение на Руси уже в XI веке. Он повествует об избавлении святым Георгием царевны от ужасного дракона, опустошавшего город в Ливийской стране. Святой Георгий, получивший благословение Господа, побеждает дракона, после чего жители города принимают крещение. Иконы на этот сюжет очень многочисленны. В них в лаконичной и выразительной форме воплотились представления о спасительной силе христианской веры, о победе святости над силами ада и в целом — добра над злом. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 19.
Показать полный текстОдин из самых почитаемых византийских святых, Георгий был прославлен на Руси при Ярославе Мудром, носившем христианское имя мученика и утвердившем в его честь новый праздник. С этого времени он становится патрональным святым русских князей, его образ играет большую роль в религиозно-политической жизни — изображение Георгия помещается на государственный герб и чеканится на московской монете. В равной степени святой почитался в народной среде как защитник земли Русской, храбрый воин ("Егорий Храбрый"), покровитель земледельцев и скотоводов. С днями памяти святого в древнерусском календаре связаны многочисленные обычаи и обряды. По народным преданиям, Егорий на коне первым ступил на еще не заселенную русскую землю, устроил ее, утвердил в ней "веру крещеную", взяв страну под свое покровительство. Вероятно, эти представления определили невероятную популярность на Руси, особенно в северных и новгородских землях, изображения Георгия-всадника или змееборца, которое явилось результатом сокращенной иконографической редакции посмертного чуда святого — о змие и девице. Геральдический образ змееборца имел гораздо более широкий символический смысл, чем просто иллюстрация жития святого Георгия — это знак победы добра и веры над силами зла.