Коллекция онлайн

Святая Екатерина

Первая половина XVII века

  • Дерево, левкас, темпера. 30,7 × 27 × 3
  • ДРЖ-910

  • Пост. в 1922 из Музея Археологического института, Петроград

  • Происходит из Вознесенского женского монастыря в Москве
  • Сведения о реставрации:

    Мальцева Д.Е. (1987)

Традиционная для древнерусского искусства иконография святых, молящихся Христу или Богородице, получает в первой половине — середине XVII века исключительно широкое распространение. Этому способствовала характерная черта эпохи — обострившиеся в Смутное время чувство покаяния и упование на прощение грехов. Важную роль играло усиливавшееся с каждым годом осознание значимости личной молитвы о спасении, что обусловило новый тип непосредственного, лишенного мистической окраски контакта человека и Бога, а также благочестивое желание сделать явным, почти материально осязаемым заступничество и чудесную силу покровительства святого, убедиться в его реальном могуществе и предстательстве перед Богом. Поэтому особым признанием пользовалась иконография, представлявшая не просто фронтальный образ чудотворца, но его непосредственную молитву.

Иконы избранных святых наиболее ярко отразили как демонстративный традиционализм этих десятилетий, так и нарастающий в обществе процесс становления личности, персонализации религиозного сознания, нацеленного на постоянный и действенный контакт со Спасителем.

К числу таких икон относится икона «Великомученица Екатерина» первой четверти XVII века, происходящая из женского Вознесенского монастыря Московского Кремля, где мученица, обращенная ко Христу со словами своего «личного» моления, написанного на раскрытом свитке, зримо получает Божье благословение.

И. А. Шалина, А. А. Макарова. Между старым и новым: иконопись и ювелирное искусство первой половины – середины XVII столетия // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 37.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Живопись иконы находилась под толстым слоем потемневшей олифы.

Комплекс проведенных мероприятий:

Как показали технико-технологические исследования и пробное раскрытие, фон и поля иконы первоначально были закрыты басменным окладом. В дальнейшем он был утрачен, а гвоздевые отверстия и остатки гвоздей перекрыты плотными записями: одним слоем в среднике и двумя – на полях. По решению Реставрационного совета записи были удалены на боковых полях, где позволяла сохранность оригинала (неправильным очертаниям вставок приданы четкие границы), в то время как на верхнем и нижнем полях, где авторская живопись отсутствует, оставлен промежуточный красочный слой оливкового тона с небольшими включениями темно-зеленой записи на участках его утрат. Выявлена хорошо сохранившаяся надпись на верхнем поле, относящаяся к раннему поновлению иконы. Утраты тонированы акварелью.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 45.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: