Пейзаж с Ай-Петри
1926
- Холст, наклеенный на картон, масло. 14 х 17
- Ж-437
Пост. в дар от директора Вологодской картинной галереи С. Г. Ивенского из собственного собрания в 1960- Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник
Изображен уголок Алупкинского парка с рощей пирамидальных кипарисов и видом на гору Ай-Петри с характерной зубчатой вершиной (справа), ставшей, наряду с миниатюрным замком «Ласточкино гнездо», одним из символов Южного берега Крыма.
Гора Ай-Петри, высота которой достигает 1234 м над уровнем моря, – одна из самых живописных в Крыму. Ее знаменитые «зубцы» – окаменевший коралловый риф доисторического океана Тетис, служили источником вдохновения для многих художников XIX–XX вв. Вершина горы представлялась воображению романтиков первой половины ХIX в. руинами огромного храма или замка, и потому, отнюдь не случайно, Алупкинский дворец графа М. С. Воронцова (1828–1848) был спроектирован английским архитектором Э. Блором так, чтобы в своих очертаниях повторить контуры вершины Ай-Петри – «замка» нерукотворного. И хотя гора находится на почтительном расстоянии от Алупкинского дворцово-паркового ансамбля, она стала неотъемлемой частью его композиции, его природной доминантой и уникальным образцом естественной романтической «руины» пейзажного парка. Талантливым садовником-декоратором К. Кебахом, служившим у М. С. Воронцова, для живописного вида на Ай-Петри были созданы пейзажные «рамы» из высоких деревьев, а также древесные кулисы, скрадывающие расстояние между парком и горой и тем самым зрительно ее приближающие. Одна из таких кулис, состоящая из пирамидальных кипарисов и куп других вечнозеленых деревьев, изображена в данной композиции.