ГМО «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск)

1920, Ростов-на-Дону – 2001, Санкт-Петербург

В годы войны

1959


Борис Михайлович Лавренко был признанным мастером бытового жанра. Его изобразительный язык отличает реалистичная манера и монументальность образов. Особой темой в творчестве художника была Великая Отечественная война, и это не случайно – в 1940 году с пятого курса Лавренко был призван в Красную Армию. Окончив курсы артиллеристов, участвовал в 1941 году в качестве командира орудия в обороне Москвы. Воевал на Центральном и 1-м Белорусском фронтах, в звании старшего сержанта дошел до Берлина.

Пройдя всю войну, испытав на себе все трудности и лишения этих страшных лет, художник не писал героические баталии или трагичные сцены жизни партизан. Он писал человека, чья жизнь была потрясена и расколота войной.

Одной из первых масштабных работ художника, посвященных военной тематике, стала картина «В годы войны», она написана в 1959 году, спустя почти 15 лет после Победы. Многие художники, прошедшие войну, долго не решались браться за эту тему, настолько свежи были раны и сильна боль от пережитого. Но когда такие сюжеты возникали, они были отмечены особым пронзительно-драматическим звучанием.

Молодая женщина, стоит у железнодорожных путей, ее взгляд обращен вдаль, в нем одновременно читается тревога и ожидание. Левая рука женщины инстинктивно прижата сердцу, правой рукой она заботливо обнимает маленькую девочку, беспомощность и отчаяние отразились на ее лице. За ее спиной стоит мальчик лет семи, в его образе ощущается страх и растерянность. Пожилая женщина в горестном жесте закрывает лицо руками. На заднем плане видны проникнутые молчаливым напряжением фигуры мужчин и женщин. Все персонажи картины абсолютно статичны, они как будто замерли в ожидании поезда, который, возможно, станет их единственным спасением. 

Основное композиционное действие смещено в левую часть плотна. Справа тонкими линиями тянется за горизонт железная дорога. Безрадостный пейзаж заднего плана создает атмосферу всеобщего бедствия и несчастья.

Мрачный коричнево-серый колорит картины является полноправным героем этого произведения, придавая сюжету еще более тяжелое гнетущее состояние. Единственным красочным акцентом является ярко-красный платок на голове девочки, которая прижимается к своей матери в поисках защиты. Автор неслучайно обращает наше внимание на самую маленькую, беззащитную героиню этого произведения. На первый взгляд ее образ не выражает ярко проявленных эмоций, но сколько в нем сдержанности, осознанности, недетского понимания происходящего момента.

Сюжет картины «В годы войны» лишен излишней патетики и героического пафоса, это общая картина человеческого горя, которое и является сущностью войны.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: