Ритмы Усинска
1985
- Холст, масло. 159х120
- Ж1118
- Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар
- Период Вторая половина XX – XXI вв.
- Поделиться
Уроженец Владимирской области Сергей Асташев после защиты дипломной работы в Ивановском художественном училище приехал в Сыктывкар, занимался оформительскими работами, станковой живописью, графикой.
В 1984 году художник в составе творческой группы едет в Усинск, только что получивший статус города. Написанная по итогам поездки картина пронизана романтикой и духом созидания.
Усинск – самый молодой город Республики Коми. Первая большая нефть в здешних краях была получена в 1962 году, на реке Колва. Так было открыто Усинское нефтяное месторождение, колоссальные запасы углеводородов которого произвели революцию в советской нефтяной промышленности. В 1966 году среди болот и тайги возник поселок Усинск, в 1984 преобразованный в город. Обустройство месторождения было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В Усинск стали приезжать молодые строители, буровики. Город рос стремительно. На месте старых балков поднимались новые высотные дома, школы, детские сады.
В 1984 году в новоявленный город приехала творческая группа художников республики, в которую входили Анатолий Копотин, Владимир Ермолин, Геннадий Дмитриев, Сергей Асташев. Работы, написанные по впечатлениям от поездки, стали значимой частью зональной выставки «Советский Север», проходившей в том же году в Новгороде. В том числе экспонировалась и работа Сергея Асташева «Ритмы Усинска», выделяющаяся философским и немного отстранённым восприятием, характерным для творчества живописца. Молодой человек как будто раздвоился: один переодевается в современную одежду на фоне дверного проёма, полного света, голубого неба и просторов северного края; второй, в виде рабочей одежды, «присел» на стул у коричневой стены в бытовке, в головах у него – график смены и пустая каска. Двоится и буровая вышка. Мы видим два мира – природный и искусственный.