М. И. Калинин на вагонном заводе
Левая часть панно для коридора Калининского дворца пионеров. 1940–1941
- Фанера, паволока, левкас, темпера. 120,0 х 89,5 см
- Ж-2610/1
- Тверская областная картинная галерея
- Период Первая половина XX века
- Поделиться
Владимир Андреевич Фаворский (1886–1964) – один из крупнейших представителей русской художественной культуры, чей талант носил бесспорный универсальный характер: выдающийся мастер гравюры, художник книги и иллюстратор, график, живописец-монументалист, художник театра, педагог и теоретик искусства. Фаворский оставил богатое творческое наследие, которое оказало несомненное влияние на формирование стилистики и эстетического мировоззрения целого ряда поколений советских художников.
В 1940–1941 годах В. А. Фаворский и художники-монументалисты Академии архитектуры СССР работали над заказом по художественному оформлению интерьеров Дворца пионеров в Калинине. Реорганизация здания фабрики-кухни под нужны дворца для детей и юношества – крупный проект, с 1937 года осуществляемый выдающимся архитектором Иваном Леонидовым и командой проектной мастерской №3 Наркомтяжпрома под руководством Моисея Гинзбурга.
В контексте декорации здания был создан комплекс панно, выполненный в традиционной иконописной технике – темперой по левкасу. Артикулируемые мотивом тонких колонок, задающих ритм и членящих стены на плоскости, предназначенные для живописного декора, панно гармонично вписывались в концепцию оформления интерьеров и демонстрировали единство архитектурного и художественного замысла.
«М. И. Калинин на вагонном заводе» – панно, которое В. Фаворский написал для коридора «Наша область», где были представлены сюжеты, маркирующие связь видных исторических личностей и деятелей искусств с Тверским краем. Оформленные виньетками, выдержанные в светлой цветовой гамме, композиции содержат активное декоративное начало, при этом оставаясь топографически и исторически достоверными. Участники работ отмечают активную роль натурных зарисовок и эскизов в процессе подготовки живописных панно.
К сожалению, война прервала работы по оформлению интерьеров Калининского дворца пионеров, и впечатляющий художественно-архитектурный ансамбль так и не был реализован во всей его полноте.