Потир
Москва (?). 1698
- Серебро, ковка, литье, гравировка, золочение. В. — 25,7; дм чаши — 14,9; дм основания — 16,5
- БК-2997
Пост. в 1933 из Николаевской церкви Шлиссельбурга (?); с начала XVIII века — в церкви Рождества Иоанна Предтечи в Шлиссельбургской крепости
- Период Древнерусское искусство
- Поделиться
Потир входил в литургический комплект из пяти предметов, вложенных в 1698 году в Спасо-Преображенский собор Тамбова тамбовским епископом Игнатием (1697–1700). Надписи о вкладе были вырезаны сразу на двух сосудах комплекта — потире и дискосе. В 1699 году владыка вложил в тот же собор напрестольный мощехранительный крест с надписью и датой. Однако кафедра в Тамбове, основанная в 1682 году как форпост борьбы со старообрядчеством на Дону, просуществовала недолго. В 1700 году епископ Игнатий был отстранен от служения и отправлен в Москву для патриаршего суда. Ему вменялось в вину сочувственное отношение к идеям «раскольщика» Григория Васильевича Талицкого, учившего о близящейся кончине мира и воцарении Антихриста, с которым отождествлялся царь Петр Алексеевич. По приговору суда епископ был лишен сана и сослан в Соловецкий монастырь, где скончался 26 марта 1718 года.
В 1701 году Тамбовская епархия была закрыта, а драгоценная утварь, выполненная по заказу епископа Игнатия, перемещена в крепостную церковь Рождества Иоанна Предтечи в Шлиссельбурге. Заботой о снабжении новой церкви всем необходимым для службы объяснялось и появление здесь драгоценного напрестольного Евангелия (БК-3126), вложенного в 1681 году царем Федором Алексеевичем в Архангельский собор Московского Кремля. В 1910 году Евангелие и мощехранительный крест 1699 года по воле Николая II были переданы в Феодоровский Государев собор в Царском Селе, а сосуды оставлены в Иоанно-Предтеченской церкви. В 1912 году товарищ управляющего Русским музеем Д. И. Толстой ходатайствовал о передаче церковной утвари в музей, однако его обращение не получило поддержки протопресвитера военного и морского духовенства отца Георгия Шавельского. Потир попал в музей лишь после закрытия крепостной церкви.
Потир исполнен из серебра в технике литья, ковки и гравировки, местами позолочен. На чаше в овальных барочных обрамлениях помещены поясные изображения Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи (трехфигурный деисус) и композиция «Распятие Господне». По венцу чаши пущена традиционная литургическая надпись: «Пiите ω(т) нея вси…» На стояне гравированы шесть сцен Страстей Господних: «Моление о чаше», «Приведение Христа к Пилату», «Биение и ругание у столпа», «Возложение тернового венца», «Несение креста», «Пригвождение ко кресту».
Композиции Страстей, появляющиеся на богослужебных предметах при царе Федоре Алексеевиче, становятся особенно популярными в последующие царствования. Аналогичное место занимают восемь сцен Страстей на потире, вложенном в 1695 году в Успенский собор Ростова митрополитом Иоасафом (ГММК). Иконографически страстные сцены на тамбовском сосуде близки к изображениям на потире из Ростова, относимом к произведениям мастерских Московского Кремля. Однако качество гравированных изображений на потире из Тамбова не позволяет отнести его к бесспорной работе царских мастерских.
Н. В. Пивоварова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 130.
Вклад Игнатия, епископа Тамбовского, в Спасо-Преображенский собор Тамбова.
У основания поддона в картушах надпись:
Показать полный текстПотир серебряный, кованый, позолоченный, с гравированными изображениями, надписями и орнаментами. Широкая, с отогнутым краем чаша утверждена на высоком стояне. Утолщение-«яблоко» подобно балясинке и соединено с шестигранным поддоном, расширяющимся книзу и опирающимся на валик. На чаше в овальных барочных обрамлениях выгравированы поясные изображения Христа, Богоматери, Предтечи. На противоположной стороне сосуда в медальоне — «Распятие, с предстоящими Богоматерью, Иоанном Богословом». По венцу надпись вязью: ПIИТЕ ОТ(Ъ) НЕЯ ВСИ ЕСТЬ КРОВЬ МОЯ НОВАГО ЗАВЕТА ... Между медальонами на чаше завитки орнамента с перистыми листьями и свисающими деталями. «Яблоко» расчеканено выпуклостями-«ложками», на которых изображены головки серафимов. На лепестках стояна гравированы шесть сцен «Страстей Христа»: «Моление о чаше», «Иисус перед Пилатом», «Бичевание», «Венчание терновым венцом», «Шествие на Голгофу», «Пригвождение к кресту». У основания поддона в картушах надпись исторического содержания: 7206 [1698] ПОСТРО(Е)НЫ СIИ СО(С)УДЫ ПРЕОС(ВЯ)ЩЕННЫ(МЪ) IГНАТIЕ(МЪ) ЕП(ИС)КО(ПО)МЪ ТАНБОВСЬ(КI)МЪ ВО ГРАДЪ ТАНБОВ(Ъ) ВЪ ДО(М)Ъ Б(О)ГОЛЕПНАГО ПРЕОБРАЖЕНIЯ Г(ОСПО)ДНЯ И(ЗЪ) ДОМОВОГО КАЗЕННОГО СЕРЕБРА.
Игнатий (до монашества Иван Андреевич Шалгин), архимандрит Солотчинского рязанского монастыря в 1687–1697 гг.; епископ Тамбовский в 1697–1700 гг. Противник петровских реформ. Был низложен и заключен на Соловках.
Изилла Плешанова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 329.
Выставки: «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа
Литература, публикации: Пивоварова Н. В. Московские царские мастерские и региональные художественные центры в конце XVI - начале XVIII века. Опыт атрибуции произведений искусства позднего русского средневековья. М.: БуксМарт. 2020. C. 432 с. Кат. 229. С. 428