Коллекция онлайн

Крест реликварный (ставротека)

Сольвычегодск. Крест — 1610. Басменный оклад — начало XVII века


Крест восьмиконечный, с резным изображением Распятия. На верхнем конце в фигурном ковчежце — Саваоф, по сторонам Распятия — предстоящие Богоматерь и Иоанн Предтеча, внизу — князья Василий и Константин Ярославские. Крест резан из досок от гробниц святых ярославских князей Василия и Константина Всеволодовичей. На серебряных наконечниках креста — касты с бирюзой. Ставротека деревянная, на полях и в среднике украшена басмой двух разных рисунков.

Крест был реликвией семьи Строгановых. Традиция почитания гробовой доски восходит к почитанию Древа животворящего креста, а реликварий — к типу византийских ставротек с частицами Животворящего древа. На Руси эта традиция известна с домонгольского времени: в 1197 году в Дмитриевский собор во Владимире была принесена из Фессалоник «доска гробная» святого Дмитрия Солунского, и Дмитриевский собор стал своеобразным реликварием солунской святыни. В описи Благовещенского собора Сольвычегодска 1579 года упоминается несколько крестов из «гробных» досок, что позволяет датировать крест ГРМ последней четвертью XVI века. Аналогичный, вставленный в такую же ставротеку крест хранится в ГММК. Он также был вложен в Благовещенский собор Сольвычегодска Н. Г. Строгановыми резан из «гробной» доски святого Петра Митрополита (Соколова, 2000. С. 209). Очевидно, кресты из ГРМ и ГММК были вмонтированы в ставротеки и украшены одинаковой басмой позже, в 1610 году, упомянутом во вкладной надписи на кресте Русского музея.

На нижнем наконечнике креста вкладная надпись полууставом.

На затыли ставротеки следы двух разновременных надписей черными чернилами, повторяющих текст вкладной надписи нижнего наконечника креста.

Крест: дерево; резьба; наконечники — серебро; золочение, гравировка, бирюза.

С. М. Новаковская-Бухман // Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 30.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: