Оклад на икону Симона Ушакова «Христос Вседержитель» («Господь Вседержитель»)
Москва. Вторая половина XVII века
- Золото, алмазы, рубины, розовый сапфир, шпинель, берилл, кварц, жемчуг, чеканка, литье, расписная эмаль. 31,2 × 25,2
- БК-3113
Пост. в 1923 из ГЭ; ранее — в собрании А. К. Рудановского (установлено Н. В. Пивоваровой)
- Период Древнерусское искусство
- Поделиться
Несмотря на стремление русских ювелиров к пышному, а порой чрезвычайно перегруженному и вычурному декору, во второй половине столетия изготавливаются предметы, имеющие более строгое оформление. Такая сдержанность может быть связана с пожеланиями заказчика или объясняться особыми художественными задачами.
Пример индивидуального подхода при работе над драгоценным убором иконы демонстрирует оклад образа «Христос Вседержитель» Симона Ушакова. Икона была написана царским изографом в 1663 году. Оклад, как и сам образ, вероятно, был исполнен по заказу окольничего Василия Семеновича Волынского. Венец и средник оклада украшают декоративные элементы в виде цветков, залитых цветной эмалью нежных оттенков, а на гладком фоне полей закреплены запоны с драгоценными вставками. Убранство дополнено жемчужной обнизью, обрамляющей венец, средник и абрис фигуры Христа. Характер оклада согласуется с особой камерностью образа, поражающего тонкостью и изысканностью приемов письма.
Из искусства первой половины XVII столетия в декоративно-прикладное искусство второй половины века приходит традиция украшения предметов сакрального назначения запонами — металлическими накладками, как правило, прямоугольной формы с вписанным в их поле узором в виде листка, на котором закреплены драгоценные камни.
Подобные запоны с рубинами и изумрудами, выстраивающиеся в сияющие ряды, цветность которых усилена вкраплениями эмали, можно увидеть в окладе на икону «Господь Вседержитель» Симона Ушакова.