Чара Ивана Кирилловича Грязева
Дания. 1625
- Серебро, золочение, чеканка, литье. 14,5 × 37,2 × 16,6
- БК-3151
Пост. в 1913 от Н. Н. Черногубова- Происходит из московского Симонова монастыря. Вклад И. К. Грязева в Симонов монастырь
-
Сведения о реставрации:
Реставрирована в ГРМ сотрудниками ГЦХРМ и ГРМ: (1960) - Реставрирована в ГРМ: Красильников Д.В., Курилова Т.А. (2014)
- Период Древнерусское искусство
- Поделиться
Излюбленными сосудами в Московии во второй половине XVII века были разного рода кубки, появлявшиеся при царском дворе с многочисленными посольскими дарами и широко использовавшиеся на торжественных царских и церковных трапезах. Они сотнями выставлялись на поставцах в покоях царской семьи. В России их начали делать только в XVIII веке. Сохранилось большое число немецких кубков, попадавших во многие страны Европы — Данию, Швецию, Польшу, Австрию — и уже оттуда, а не только из Германии, привезенных в Россию. Благодаря чеканному декору, включающему маскароны, изображения героев античных мифов, связки плодов, львиные маски, немецкие пиршественные заздравные кубки-«вилькомы» служили настоящей энциклопедией ренессансного искусства. Среди привозных сосудов выделяются немецкие виноградные кубки первой трети XVII века, украшенные чеканенными в высоком рельефе «виноградинами» (в России их называли «яблочными»). Так украшена чара 1625 года, привезенная из Дании, с русской надписью о вкладе ее в Симонов монастырь. Этот прием декорации сосудов широко распространился в древнерусском, прежде всего в московском, серебре середины — второй половины XVII века.
По венцу с лицевой стороны надпись начала 1630-х вязью: «Что бо есть украшающе поднебесную … чара Ивана Кирилова сына Грязева». С тыльной стороны на дне поддона клеймо с тремя надвратными башнями (клеймо Дании) и дата: 1625. На одном из выступов чеканных «ложек» буквенное обозначение веса в золотниках (5 фунтов 72 золотника = 2351,5 г), нанесенное во время нахождения чары в Симоновом монастыре.
С. М. Новаковская-Бухман, И. В. Сосновцева. «Предивною работою зделаны…». Произведения иноземных мастеров в контексте развития русского искусства // Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 198.
Рест. в 1960 в ГРМ сотрудниками ГЦХРМ и ГРМ; в 2014 в ГРМ Д. В. Красильниковым, Т. А. Куриловой