Коллекция Государственного Русского музея

Середина XVII века, Сольвычегодск

Пелена (плащаница) "Царевич Димитрий"

1656

  • Тафта, камка, золотная нить, серебряная нить, шелковая нить. 144,6 × 93,3
  • ДРТ-206

  • Пост. в 1923 из Музея ОПХ; в 1880 приобр. императором Александром II у собирателя древностей А. Павлова для Музея ОПХ

  • Происходит из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Вклад Дмитрия Андреевича Строганова

Пелена «Царевич Димитрий» 1656 года во вкладной надписи названа «плащаницею», в чем нашла отражение традиция уподобления плащаницы воздуху — покрову, выносимому на Великом входе. В данном случае пелена с образом царевича-мученика, возможно, понимается как перемещенная святыня, покров не по функциям, но по символическому назначению.

При создании пелены использовались в основном металлические нити (одежды и фон сплошь зашиты золотом, контуры выделены серебряной нитью). В рисунке лика юного царевича отмечается характерная для строгановских живописцев «детскость образа». Использование большого количества золота, мелких аккуратных «прикрепов», шитье лика тонким крученым жемчужно-серым шелком плотным «атласным» швом с филигранными контрастными тенями, с так называемыми очками — все это выделяет произведения мастерской Анны Ивановны.

В ряду трех пелен, шитых к образу святого Димитрия-царевича, написанному для домового храма именитых людей Строгановых Назарием Истоминым Савиным (1621/1622), памятник из ГРМ является самым поздним по времени исполнения. Его окончание было приурочено к годовщине рождения царевича 19 октября 1656 года. В правой руке святой Димитрий держит крест с Распятием, в левой — свернутый свиток.

На каймах вышиты: композиция «Благовещение» (соответствует посвящению главного престола сольвычегодского собора), образы святых Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца (верхняя кайма); митрополитов Московских Петра и Алексия, Ионы и Филиппа, царевича Димитрия, Анны и Пелагии, Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского, Зосимы и Савватия Соловецких (боковые каймы парами); святых Христофора, юродивых Прокопия и Иоанна Устюжского (нижняя кайма). По углам помещены четыре символа евангелистов. 

В центре боковых кайм композиционно выделены образы царевича Димитрия и мучениц Анны и Пелагии — святых соименников заказчика, его супруги и дочери.

Как следует из текста надписи на подкладке, шитый образ царевича из сольвычегодского Благовещенского собора имел особую традицию богослужебного использования, которая уподобляла его плащанице. Его следовало носить «за переносом» — перенесением Святых Даров с жертвенника на престол во время Великого входа.

Чин перенесения «царевичева образа» полагалось совершать три раза в год: «на рожество его и на убиение и на пренесение». Аналогией этого чина было перенесение шитых покровов московских чудотворцев — митрополитов Петра и Ионы — в Успенском соборе Московского Кремля, которое также приурочивалось к дням их памяти. (В литургических документах Успенского собора покровы в эти дни также именовались «плащаницами»).

Н. В. Пивоварова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 27.

 

Со смертью младшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия (1582-1591), вызвавшей долгий политический кризис, связано много загадок и легенд. Самой популярной из них является версия об его умышленном убийстве. Дмитрий погиб в Угличе 15 мая 1591 года. В этот день, по свидетельству очевидцев, он играл в «тычку»: бросал заостренный нож в землю. Внезапно у него начался приступ «черной немочи», то есть эпилепсии, и царевич или упал на нож, или им «покололся». Рядом с Дмитрием в этот момент были мамка Василиса Волохова, кормилица Арина Тучкова и постельница Марья Колобова. Услышав крики, во двор выбежала царица и увидела своего единственного сына мертвым. Следственная комиссия, присланная Годуновым, в которую входил будущий царь князь Василий Шуйский, установила смерть от несчастного случая. Трагическая смерть царевича Дмитрия была интерпретирована народной молвой как убийство, совершенное по наущению Бориса Годунова с целью расчистить себе путь к трону. Это событие, по сути, положило начало Смутному времени и вызвало появление «лжедмитриев». Царевич Дмитрий в 1606 году был канонизирован в лике благоверного.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: